Минувшая неделя прошла в тревожном ожидании анонсированного наступления украинских вооружённых формирований на новоазовском и тельмановском направлениях в Донбассе. Которое в результате так и не началось
Согласно сделанному 10 декабря официальным представителем ДНР Эдуардом Басуриным заявлению, вооружённые формирования Украины планировали 14 декабря после артподготовки перейти в наступление силами 128-й горно-штурмовой и 79-й десантно-штурмовой бригад с рубежа Гранитное — Широкино. В течение двух дней они должны были осуществить выход к государственной границе ДНР в районе населённых пунктов Коньково и Холодное.
Новости партнеров
Отметим, что южное направление действительно является наиболее угрожающим с точки зрения возможных наступательных действий украинских захватчиков. Удар в стык между 1-й Славянской бригадой и 9-м отдельным Мариупольско-Хинганским полком морской пехоты ДНР теоретически имеет шансы на успех, учитывая перевес ВСУ в живой силе и технике, отсутствие сплошной линии фронта, особенности местности, в частности отсутствие городских агломераций, за которые можно зацепиться обороняющимся, и близость к российской границе.
В то же время для киевского режима любой «блицкриг» опасен тем, что он рискует разбиться о стойкость и мужество защитников Донбасса. Малейшее же замедление темпов наступления чревато не только серьёзными потерями, но и контрударами со стороны армии ДНР с перспективой попадания украинских вояк в новые «котлы», по сравнению с которыми Изварино, Иловайск и Дебальцево могут показаться лёгкой прогулкой.
Анонсированный «блицкриг» всю неделю обсуждался и мусолился всеми СМИ, широко- и узкопрофильными экспертами. Как и следовало ожидать, он не случился. Слишком глупо даже для Украины бросать своих военнослужащих в наступление в тот момент, когда о твоих планах знает каждый школьник.
«Закарпатский легион» отказывается наступать
В то же время способность украинских вооружённых формирований к ведению наступательных действий остаётся под большим вопросительным знаком. Нет, конечно, Порошенко и его генералы способны отдать любой самый преступный приказ, но ещё нужно, чтобы кто-то его выполнил.
Накануне разведка ДНР обнародовала данные о тяжёлом моральном состоянии частей 128-й горно-штурмовой бригады, оставляющем желать лучшего на фоне потерь, которые несёт Украина. В элитном подразделении участились случаи неподчинения приказам вышестоящего командования. По некоторой информации, 128-я бригада даже находится на грани бунта.
Напомним, что 128-я горно-штурмовая бригада (до 1 июня 2018 года — 128-я горно-пехотная бригада), также известная под названием «Закарпатский легион», в 2014-2015 годах принимала активное участие в карательной операции в Донбассе, действуя сначала в районе станицы Луганской, Луганского аэропорта, а затем под Дебальцево. При ликвидации ополченцами Новороссии Дебальцевского котла в январе-феврале 2015 года подразделение понесло тяжёлые потери, лишившись практически всей своей артиллерии и бронетехники. Фактический разгром 128-й горно-пехотной бригады привёл к тому, что родственники военнослужащих блокировали трассу Киев — Чоп в Закарпатской области, требуя от украинской власти немедленного вывода подразделения из «зоны АТО».
Новости партнеров
Одна из последних ротаций 128-й произошла в январе 2018 года. Тогда дислоцировавшееся на горловском направлении подразделение было на некоторое время выведено из Донбасса. Тогда многие СМИ писали едва ли не о бегстве бригады без приказа вышестоящего командования, что не соответствовало действительности. После доукомплектования и преобразования из горно-пехотной в горно-штурмовую бригаду подразделение вернули на линию фронта, при этом поставив наступательные задачи.
Украинским стервятникам не оставили шансов
Отметим, что военное командование ДНР неоднократно предупреждало о том, что наступлению ВСУ может предшествовать не только мощная артиллерийская, но и авиационная подготовка. Речь идёт о нанесении ракетно-авиационных ударов по позициям вооружённых сил ДНР и ЛНР, а также критически важным военным и гражданским объектам республик.
Очевидно, что недооценивать противника, а тем более его глупость, было бы слишком опрометчиво. Однако «птичкопад» 2014 года, когда ополченцы вывели из строя до половины боеспособной украинской авиации, стал для украинских ВВС слишком тяжёлым ударом. Оставшийся в наличии авиапарк слишком изношен. Последние катастрофы истребителей Су-27 свидетельствует о том, что на имеющихся у ВВС Украины боевых самолётах опасно совершать учебные полёты даже достаточно квалифицированным и опытным лётчикам.
Так, разбившийся 16 октября 2018 года в Винницкой области во время совместных украинско-американских учений «Чистое небо-2018» Су-27УБ вступил в строй буквально накануне распада Советского Союза, в январе 1991 года, а потерпевший крушение два месяца спустя, 15 декабря 2018 года, в Житомирской области Су-27 был ещё старше — 1987 года. По сообщениям украинских СМИ, это был «один из самых новых летательных аппаратов этого типа на вооружении ВВС ВСУ».
Добавим, что разбившиеся боевые машины так и не прошли положенный им капитальный ремонт. Не будет преувеличением сказать, что эти «сушки» походили скорее на летающие гробы, нежели на боевые истребители.
Наличие же у армий ДНР и ЛНР организованной системы ПВО фактически не оставляет украинским воздушным стервятникам никаких шансов…
Самой серьёзной воздушной угрозой для защитников Донбасса на сегодняшний день остаются ударные беспилотники и квадрокоптеры, которые стали широко применяться украинскими вооружёнными формированиями как для атак на военные объекты, так и для ударов по жилым секторам гражданского населения.
Новости партнеров
«Эти БПЛА летают на высоте 200-300 метров, у них подвешены гранаты. Они подлетают к цели и автоматически скидывают на неё гранату. Гранаты чаще всего осколочные или кумулятивные, иногда самодельные», — рассказал командир взвода одного из подразделений армии ДНР с позывным «Дэн».
Когда ждать блицкрига?
Что же касается наиболее возможных сценариев развития военно-политической обстановки в Донбассе, то куда более вероятным является не полномасштабное наступление украинских вооружённых формирований с решением оперативных и даже стратегических задач, которое влечёт слишком большие риски в случае неудачного развития, а локальные обострения обстановки.
Таковые будут характеризоваться, во-первых, продвижением в «серых зонах» с соответствующим медийным освещением этих «жабьих прыжков» или даже попытками захвата ключевых с информационно-политической точки зрения прифронтовых населённых пунктов. Несомненно, всё это будет активно использовано режимом Порошенко в пропагандистских целях. Во-вторых, организация военных провокаций, которые позволят продлить военное положение на территории Украины.
Впрочем, это всего лишь предположения и догадки, основанные на комплексном анализе сложившейся в Донбассе в последнее время обстановки. Поведение же загнанной в угол крысы зачастую непредсказуемо, а следовательно, нужно быть готовым к любому развитию событий.