Конгресс США в очередной раз выписал российско-европейскому проекту «Северный поток – 2» последнее предупреждение. Члены нижней палаты поддержали введение санкций против российского проекта строительства трубопровода «Северный поток — 2». Санкции вводятся в рамках закона CAATSA («О противодействии противникам Америки посредством санкций»).
Точнее — должны вводиться.
Новости партнеров
Ибо одобренный «по упрощенной процедуре» в ходе так называемого устного голосования сей монументальный труд носит «исключительно рекомендательный характер». И выполнять его не обязаны не только европейские «партнеры» Соединенных Штатов, но и сам американский бизнес. И нет даже никакого сомнения, что вся эта замечательная красота затеяна исключительно во внутриполитических целях по линии, так сказать, противостояния демократического конгресса и «недемократического» президента Дональда Трампа. И исключительно по линии этой «внутренней повестки» конгрессменов только и может интересовать.
Тем не менее помощник госсекретаря США по вопросам использования энергетических ресурсов Фрэнсис Фэннон специально чуть ранее, чтобы, так сказать, «не упускать инициативу», уже заявил, что Вашингтон по-прежнему рассматривает возможность введения санкций в отношении проекта «Северный поток — 2». И снова проникновенно призвал «европейских партнеров» прекратить свое участие в совершенно недемократическом проекте.
Он также подчеркнул (это особенно интересно), что призывает все компании и правительства «обращаться к нам, если у них есть вопросы», поскольку газопровод «Северный поток — 2» не соответствует «общим трансатлантическим ценностям».
Возразить нечего. Трансатлантическим ценностям, как их понимают за океаном, все российско-европейские «потоки» совершенно точно не соответствуют.
Поэтому-то континентальная Европа за них так и держится.
А то, согласитесь, как-то чувствуешь себя несколько неуютно, когда тебе умные господа столько говорят об «общих ценностях», а потом лезут к тебе в карман и потрошат бумажник. И объясняют, что ценности «все равно общие», но кому-то они сегодня, извините, немного нужней.
А ситуация у «тех, кому нужней», сейчас действительно, мягко говоря, аховая. По крайней мере, с планами по «завоеванию мира» на рынках энергоносителей. И с этим действительно в самой краткосрочной, а тем более уж в среднесрочной исторической перспективе нужно что-то решать.
Новости партнеров
Нет, начиналось-то все более или менее хорошо. В США (несмотря на всю приверженность рынку и прочим «либеральным экономическим ценностям») есть долгосрочная программа развития собственных мощностей СПГ и вывод их в экспортную составляющую. Существует она довольно давно, но, как любая стратегическая инициатива, не решается, что называется, по щелчку. И на уровень реализации «в железе» эта программа начала выходить совсем недавно: тем не менее уже в следующем году в Америке должны быть запущены очень серьезные мощности по сжижению природного газа. Причем все именно на крупном промышленном уровне: никакого тебе постмодернизма и прочих «постиндустриальных обществ» с креативными дизайнерами, порхающими над финансовыми полянами и собирающими безвредный нектар.
Есть одна проблема: этот газ надо еще и куда-нибудь продавать.
И тут как-то не все складывается.
Во-первых, не удалось в тех объемах, как хотелось, перенаправить «дружественно-конкурентные» потоки с Аравийского полуострова в Европу, вычищая «под себя» премиальные рынки юго-восточной Азии. Но что-то не очень заладилось в Сирии, и проект трубопровода в Средиземное море пришлось отложить. А параллельно этому на премиальные азиатско-тихоокеанские рынки начала претендовать еще и Австралия. Которая нашла у себя довольно много газа и которую попробуй теперь останови.
Но и это даже еще было бы полбеды, если б не пришла пора указать Китаю на его настоящее место и не ввести против китайцев такие экономические меры воздействия, на фоне которых даже антироссийские санкции стали несколько блекнуть. И если б китайские коммунисты в ответ на эти законные и необходимые меры варварски не «обнулили» импорт энергоносителей из США, включая сжиженный газ.
Нет, что-то, безусловно, видимо, удастся вернуть.
Но это «что-то» грандиозным американским планам в любом случае не будет до конца соответствовать. Просто потому что там уже вольготно расположились ничуть не менее тоталитарные и не свободные русские. И со своими строящимися трубопроводами, и со своим (откуда он у них?) СПГ — и с Ямала, и с сахалинского шельфа. Который по ряду причин банально дешевле американского, а «политически принудить» этих узкоглазых коммунистов к покупке товара, который хуже и по качеству, и по цене, не сможет даже такой аргумент как любой из грозных флотов США.
И с этим тоже, к сожалению, приходится считаться.
Новости партнеров
И если смотреть на вещи объективно, то шанс куда-то пристроить «выпадающие и запланированные объемы» у Соединенных Штатов есть только в союзной (читай: лишенной суверенитета) Европе. И все русские «газовые потоки» на этот субконтинент с точки зрения «трансатлантической солидарности» — тут безусловное зло. Кстати, недавно как-то подозрительно тихо прошла сенсационная новость, что Россия «отвоевала» себе уже 17 процентов и на европейских рынках СПГ, выйдя на вторую позицию после Катара.
…Но не следует думать, что в американском конгрессе сидят какие-то совсем сказочные эльфы. Нет, там сидят в значительной части вполне прожженные люди, более-менее отдающие себе отчет в очевидных вещах.
И они, в частности, знают, что никакие их призывы Европа, естественно, слушать не будет.
Поэтому их очередное последнее американское предупреждение неслучайно включает в себя не только призыв к ЕС, но и требование к Трампу — бороться с «СП—2» и противодействовать ему всемерно. А когда у Трампа ничего не получится (и ни у кого не получилось бы), — его будут пинать в конгрессе еще и за это.
То есть перед нами изумительный пример «громкой международной новости», которая вся — от задумки до реализации — сложилась исключительно в виртуальной сфере пиара. Причем внутреннего пиара одной отдельно взятой державы.
И это довольно много говорит о том, до какого состояния дошла в этой державе политика.