Два самолета — как два мира: в то время как российский Су-57 вооружается гиперзвуковой ракетой, американский F-35 не может пройти боевые испытания из-за проблем с управлением оружием
Сравнение кажется некорректным, на что и упирают американцы в публикациях о будущей судьбе двух истребителей одного класса. Ведь изделий Т-50, получивших наименование Су-57, произведено меньше двух десятков. Практически все — экспериментальные, точнее, опытовые. Даже на 2019 год Министерство обороны России планирует приобрести всего дюжину этих новейших истребителей 5-го поколения.
Новости партнеров
В то же время F-35 строятся уже сотнями (более 350 машин), их закупают уже в нескольких странах, они уже вполне освоены, они даже испытаны боем, если так можно назвать пролеты израильских машин над Сирией. Наблюдается даже коммерческий успех — за этими истребителями выстроилось даже что-то наподобие очереди из военных сразу нескольких стран. Что тут сравнивать?
Пусть это сравнение действительно не полностью корректно, зато оно очень звучно с, так сказать, сатирической точки зрения.
Ибо это не у нас, а в известном американском журнале The National Interest сошлись две замечательные информации. В одной из них издание объявило со ссылкой на письмо директора Пентагона по тестированию, что F-35 Lighting II не может пройти финальные боевые испытания.
Финальные. Боевые. Несмотря на все коммерческие успехи.
В другой — что F-35 скоро будет «смертоноснее, чем когда-либо», потому что на нем к 2021 году будет введено в эксплуатацию новое аппаратное и программное обеспечение из 1500 модульных компонентов, «включая новые антенны и системы выпуска оружия».
А сатира в том, что обе новости исходят из одного факта: нынешнее программное обеспечение истребителя никуда не годится. Потому что из-за него проявляются такие проблемы с системой управления оружием, что боевая машина не может пользоваться стандартными ракетами «воздух-воздух», а снаряды при выстреле уходят мимо цели.
При этом в опубликованном в январе этого года докладе главы отдела Пентагона по войсковым испытаниям Роберта Белера сообщалось, что доля готовых к бою F-35 не превышает 50%, и этот показатель не удается существенно повысить с октября 2014 года. Оставшаяся половина самолетов имеет «тысячи дефектов».
Новости партнеров
Второй сатирический момент в том, что с заявлениями о скорой замене программного обеспечения, после чего F-35 станет «смертоноснее, чем когда-либо», его разработчики выступали и несколько лет назад.
Основная проблема, оказывается, заключается в автономной информационно-логистической системе ALI, которая настолько автономна, что попросту… не работает без усилий экипажа и наземного персонала. Но есть и другие. Так, из-за технических дефектов не всегда корректно производится запуск ракет AIM-120, а также сброс боеприпасов «воздух-земля». Самолеты F-35B нельзя заправлять в воздухе. Дисплей в шлеме пилота отображает настолько неправильные данные о полете и о целях, что проще было бы летать без шлема.
И вот небезызвестный «сатирик» The National Interest Крис Осборн с восторгом пишет, что Пентагон и Lockheed прилагают усилия по «обновлению технологий» F-35, предназначенных для улучшения целевой атаки истребителя-невидимки, управления оружием, а также для бортовых вычислений. И все это, оказывается, «является частью усилий по поддержанию боевой эффективности F-35 впереди соперничающих с ним великих держав». Читай: России и Китая. Индия пока торгуется с Москвой.
Обновления, которые будут установлены на самолеты, улучшат память их компьютеров, хранение и скорость обработки данных, отображение видео для создания изображений с более высоким разрешением, чтобы помочь пилотам с навигационной и целевой информацией. Улучшенная технология радиолокационного оповещения позволит быстрее идентифицировать вражеские самолеты, а ускоренные процессоры — быстрее навести оружие на цель и выстрелить.
При этом, подчеркивают разработчики, увеличение скорости обработки данных будет проходить «экспоненциально», так как речь при измерениях будет идти о терабайтах, а не о мегабитах или мегабайтах.
Что касается оружия, то новое обеспечение в конечном итоге позволит F-35 оперировать с ультрасовременными системами оружия, такими как бомба малого диаметра II и GBU-54, исходя из использования инфракрасных, миллиметровых волн и лазерного наведения. Сочетание этих датчиков позволяет оружию отслеживать и устранять движущиеся цели при любых погодных условиях.
В общем, восторг и ужас!
Но завтра
Новости партнеров
В общем, таков ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи в американском издании, по-английски звучащий совсем роскошно: «Why the F-35 Will Soon Be Deadlier Than Ever».
Правда, до сего дня никакой особой смертоносности от F-35 никто не видел. Зато три аварии произошли только в этом году, причем одна — с катапультированием пилота и, соответственно, с крушением самолета. Одну машину, якобы поврежденную птицей во время боевого вылета в Сирии, сумели спасти и посадить израильтяне.
Но не в этом главная проблема. Аварии с самолетами, к сожалению, случаются у всех. Это, как говорится, честному молодцу не упрек. Проблема в том, что пока разработчики самолетов кормят военных и общественность «завтраками», на данный момент F-35… вообще не допущены к боевому применению! Они, оказывается, до сих пор производятся и летают «с учебными целями»! И вот под этим углом зрения и можно сравнивать два испытываемых самолета 5-го поколения — американский и русский.
Прежде всего, оказывается, что F-35 формально не может рассматриваться как самолет 5-го поколения. У него нет соответствующей скорости, у него не все оружие прячется в фюзеляж, а висит на пилонах. Су-57 — чистая машина 5-го поколения, особенно с новым мотором.
Вооруженная же гиперзвуковой ракетой наподобие используемой в комплексе «Кинжал» русская машина может быть уверенно отнесена к поколению 5+. За счет того, что будет обладать оружием, на поколение более совершенным, нежели нынешнее американское. И к тому же — внутрифюзеляжным. И это будет, это уже включено в текущую госпрограмму вооружений на 2018-2027 годы. Появление таких ракет на вооружении Су-57 глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов отнес к 2020-м годам.
Таким образом, как раз в следующем десятилетии F-35 с ужасно обновленным программным обеспечением просто и тупо не сможет выйти на дистанцию эффективного огня против Су-57. При дальности применения ракеты в более чем две тысячи километров, когда к бесфорсажной скорости самолета в 2 Маха добавляется 10 скоростей звука самой ракеты, да еще с маневрированием по курсу, — нет, нулевые шансы. Ведь нельзя же рассчитывать в реальности на то, что если русские сделали (раз включили в план вооружений) компактную внутрифюзеляжную ракету на гиперзвуке, они не смогут сделать аналогичную для класса «воздух-воздух».
Остается добавить к этому, что сам многофункциональный истребитель Су-57 в состоянии отслеживать одновременно до 30 целей, включая крылатые ракеты. И никаких проблем с прицеливанием благодаря распределению антенн по всему корпусу аппарата.
Скорость и маневр? Да, F-35 по своим разгонным и маневренным характеристикам тоже уступает Су-57. Тот, например, способен асинхронно отклонять вектор тяги каждого двигателя, то есть при направлении одного сопла вверх, а другого вниз машина может вращаться еще и вокруг продольной оси. Это дает серьезные преимущества при любом боестолкновении с американским самолетом.
Невидимость? Сами американцы признают: стелс-технологии, которые используются на F-35, безнадежно проигрывают российскому вооружению. Радар дециметрового диапазона, против которого бесполезны все ухищрения американца, вкупе с инфракрасным радаром делают американский самолет видным, словно на блюдечке.
Что ж, остается добавить только одно: эти преимущества будут сохраняться у российского самолета в ближайшие 30-40 лет. На этот срок, ожидают специалисты, растянется эксплуатация Су-57 в войсках. Да и F-35 где-то столько же.
Значит, на столько лет запланировано и превосходство российской авиации перед американской.