Шутка, повторенная десять тысяч раз, давно никого не веселит
Пять лет прошло с момента начала знаковых событий на Украине. Цифра круглая, юбилей. Может быть, по историческим меркам срок и не очень большой, но, с другой стороны, иногда за пять лет происходили коренные изменения.
В любом случае, какие-то итоги подвести можно. Увы, итоги эти будут неутешительными как для самой Украины, так и для России.
Новости партнеров
По нашим федеральным каналам по-прежнему продолжают целыми днями обсуждать любой чих и пук украинских политиков. Но если пять лет назад события в соседней стране действительно волновал практически все российское общество, то сегодня из социальных сетей украинская тема исчезла почти полностью. Тому есть простое объяснение. По большому счету на данном фронте ничего не происходит. Ситуация застыла, она заморожена. Вы можете сегодня включить телевизор и услышать ровно то, что слышали и неделю назад, и месяц, и год. Утомительно. Шутка, повторенная десять тысяч раз, давно никого не веселит.
Только что президент Украины Петр Порошенко в очередной раз окончательно попрощался с Россией. Еще в прошлом году в сети были популярны видео, на которых господин Порошенко десятки раз в различных аудиториях говорил свое «остаточно прощевай» то Российской империи, то Советскому Союзу. Как видим, ничего и здесь не изменилось.
Как говорится, все прощаются и никак не уходят.
Если посмотреть на ситуацию со стороны, то обнаружится, что список обсуждаемых украинских тем не так уж и велик. Очередной российский гражданин, которого захватили и удерживают на Украине. Очередное высказывание украинского политика, который призывает взять Москву. Очередной известный человек, внесенный в базу данных «Миротворец». Очередной донбасский ополченец, которого по решению суда едва не выдали украинским властям. Очередное обострение. Еще один взрыв. Нескончаемый «минский процесс», которому «нет альтернативы».
Надо отметить, что если украинская тема из наших общественно-политических программ и ток-шоу никуда не ушла, то вот Донецк и Луганск упоминаются все реже и реже.
Было некоторое оживление во время выборов, но они завершились и все стихло. Собственно, нежелание обсуждать дела в непризнанных республиках, тоже по-человечески понятно. Целых пять лет все-таки прошло. Какие перспективы может предложить Россия жителям этих израненных территорий? Сколько им еще ждать и, самое главное, чего?
Четыре года назад большинство жителей Донецка и Луганска хотели повторить путь Крыма, ради этого взяли в руки оружие. Чего они хотят сегодня — сказать трудно. Тяжело жить годами в состоянии примороженного вооруженного конфликта, постоянно ожидая возобновления боевых действий и постоянно хороня своих людей. В чем для непризнанных республик будет заключаться победа? В признании? Но даже со стороны России этого признания можно и не дождаться. Разумеется, есть опыт Абхазии и Южной Осетии, но между 1993-м годом и 2008-м эти республики все-таки не испытывали такого давления. Там конфликт был заморожен по-настоящему.
Новости партнеров
То есть, политика нашего руководства по отношению к жителям Донбасса непонятна ни этим жителям, ни жителям России. И нельзя даже спросить, понятна ли она самому руководству.
Раньше часто писали, что, мол, события на Украине произошли из-за того, что Кремль не занимался плотно этой страной. Не выращивал там своих агентов влияния, не тратил деньги на свою «мягкую силу». Однако сегодня понятно, что «мягкая сила» любой страны — это прежде всего ее собственный внутренний потенциал, качество жизни ее собственных граждан. И здесь под качеством жизни надо понимать не только материальный достаток, но и всю полноту жизни человека вообще. Насколько она наполнена смыслом, насколько она подкреплена прошлым и нацелена в будущее.
В этом отношении самым серьезным проявлением нашей «мягкой силы» стал Крымский мост. Это было убедительно, весомо, грубо и зримо.
К сожалению, остальное происходящее у нас работает против нас. Пенсионная реформа, повышение налогов и сборов, бесконечные хамские высказывания наших чиновников в адрес нашего же народа тоже при желании можно назвать «мягкой силой», только уже не нашей, а наших противников.
Конечно, уровень жизни в России все еще гораздо выше украинского. Однако складывается впечатление, что наше правительство из кожи вон лезет, чтобы нивелировать эту разницу. Потому что тенденции в российской экономике стали весьма напоминать украинские. А скорость в этом отношении мы развиваем чуть ли не выше скорости соседей.
В России не было никакого майдана. Никто не скакал с кастрюлями на головах, но рубль серьезно падал дважды за эти пять лет. Наша экономика стагнирует, уважаемые экономисты уже публично в голос смеются над данными Росстата, население беднеет и даже министры ничего утешительного народу сказать не могут.
Всем понятно, что дальше будет только хуже, и это не результат санкций, а результат планомерной работы наших реформаторов. Лето вдобавок продемонстрировало, что уровень нашего телевидения легко может достичь украинского, и никого это не смутит и не остановит. Об этом свидетельствуют многочисленные перфомансы с веселыми стариками и старушками, желающими работать до ста лет как минимум.
Пока у нас еще не ставят памятников Власову и не расхаживают с факелами в день его рождения. Это замечательно, но если посмотреть на ту политику, которая проводится по отношению к гражданам, то это полный возврат к социал-дарвинизму девяностых. Тогда был целый ряд товарищей, которые старательно пытались имя Власова обелить, а его самого реабилитировать. Надо полагать, найдутся такие товарищи и сейчас.
Новости партнеров
В общем, юбилей майдана в России получается печальным. От оптимизма 2014 не осталось и следа, как и от обще-национального консенсуса. Будущее туманно.
Остается признать, что позволив «украинским экспертам» оккупировать наши телевизионные студии, причем сразу с двух сторон (с антироссийской позицией и с пророссийской), мы все же получили в награду изрядную долю украинства в нашей собственной политике. Хотя и убеждали друг друга, что такого произойти никак не может. Нет, увы, может.
Хамить гражданам наши чиновники научились ничуть не хуже Авакова, а принимать людоедские законы ничуть не хуже Верховной Рады.
Досмеялись, чего уж тут скажешь.