Граждане в суете и не заметили, что нашей гражданской войне стукнул век. И три десятка лет – с той поры, когда весомо, грубо, зримо в моду у нас вошла белогвардейщина.
Конечно, почва была неплохо унавожена – прежде всего советским (ирония судьбы!) кинематографом. Начало этому было положено еще в 1930-е годы (чего стоит сцена психической атаки в «Чапаеве»!), а продолжение последовало в 60-е, 70-е и 80-е.
Новости партнеров
Белые в советском кино являли собой образ обаятельного зла – и именно ему, а не тоскливой праведности положительных героев стремилось подражать юношество. Породистые лица, аристократический прищур, мундиры с иголочки – такой набор в свое время едва не сделал иконами стиля даже эсэсовцев из «Семнадцати мгновений».
Киношные белые были хоть и заблудшими, но русскими (то, что самые яркие образы беляков создали не вполне русские по крови Дворжецкий, Высоцкий, Кайдановский – никого не смущало). Мало того! С начала хрущевской оттепели среди этих белых стало появляться все больше патриотов, любивших Россию с таким надрывом, что слезы вышибало не то что у наивной молодежи – у членов партии.
Вполне закономерно, что именно эти кинематографические белые заняли места наших кумиров в разгар перестройки. Комиссары в пыльных шлемах, все более ходульные, однообразно причесанные недалеким агитпропом – уже растратили кредит доверия. Нужна была альтернатива. И в настоящем, и в прошлом.
Этот запрос почуял своим волчьим нюхом шоу-бизнес и выплюнул на эстраду тонны «белой музыки» – от тальковского пафоса до кабацкого шансона. Как грибы после чернобыльского дождя пошли плодиться предтечи нынешних реконструкторов прошлого, смаковавшие генеральские мундиры и отретушированные фото Колчака, Деникина и Каппеля.
Это выглядело балаганом, но этот балаган в гротескной форме отражал серьезные сдвиги в общественном сознании. Это можно было использовать при желании и умении для слома надоевшей, как старая жена, советской власти в пользу молодой для нас и экзотической западной любовницы.
Во всех так называемых «национальных» республиках СССР переход от коммунизма к капитализму, а порой и к феодализму – освящали образы Славного прошлого. По большей части придуманного – но потому тем более привлекательного.
Взамен обанкротившегося советского Светлого будущего людям предложили новый яркий ориентир – потерянный рай, в который не только нужно, но и можно вернуться на новом историческом витке.
Новости партнеров
Этот образ очень помог многим пережить шоковую терапию, приватизацию и прочие эксцессы смутного времени. Азиаты, вернувшись к их халатам и чалмам, к праву разбивать лбы о пол на национальных молитвах и намазах – вообще с восторгом встретили их «новое рабство». Возможность быть свободным мусульманином и нелегальным гастарбайтером затмила для них призрачные ценности советских ВУЗов, где заставляли кланяться идеям интернационализма.
Исключением из этого «победоносного шествия национализма» стала одна Россия.
Казалось, тем, кто взялся в ней за разболтанный штурвал в 1991-м, сам бог велел нарисовать на плакатах свой потерянный рай. «Россию, которую мы потеряли» вообще – и Белое дело в частности, записав себя в наследники и продолжатели этого дела. Попытаться оформить моду на золотые погоны в массовое движение «Переиграем гражданскую». Не факт, что обязательно бы получилось – но получиться вполне могло.
Можно назвать много причин, почему в РФ даже не попытались это делать. Но одна очевидна – Белое дело имело отчетливый национальный привкус. Белые с гордым вызовом называли себя русскими, воевали за неделимую Россию, плакали по России потерянной. Противопоставляли свой национальный патриотизм интернационализму большевиков.
Но в России оказалась особенная элита, в корне отличная от элит всех отпавших от нас под флагом национализма 14-и республик. Эта российская элита была пропитана ненавистью к «великорусскому шовинизму» и «русопятству». Люди, оказавшиеся у нас во власти в 1991-м, даже слово «русский» воспринимали почти как неприличное.
И эта элита сочла, что достаточной заменой советской идеологии станут для нас два кратких лозунга: «Обогащайтесь!» и «Выкручивайтесь!» Но это в качестве жизненного идеала большинству русских понравилось мало – и в голодные 90-е толкало их на протест.
При ожирении 2000-х вообще все идейные поползновения на радостях смешались в «русском доме». Но при нынешнем обнищании многие опять потянулись к русской национальной идее, выраженной у нас в паре известных еще ранее посылах: «Россия для русских!» и «Хватит кормить Кавказ!»
Хорошо это или плохо?
Новости партнеров
Для России, думаю – отвратительно. И не только потому что она многонациональная страна, хоть и с хребтом из русских.
Наш русский дух, начиная с Петра Великого и даже с Ивана Грозного – впитывание, а не отталкивание прочих научных, технических и национальных идей. Большой стране может помочь только большое плавание, включающее усвоение всех мировых прогрессивных завоеваний – и разумный компромисс со своими национальными меньшинствами. Так все большие страны сроду и живут.
Жить на молитвенных, как у иных мусульман, коленях, при этом промышляя то рабством на более продвинутой территории, то ее шантажом с угрозой терроризма – могут только «малые народы». «Большому народу» побираться не у кого и шантажировать некого – разве только нападать на соседей с целью их ограбить, что сегодня вообще исключено.
Особенность белого движения, как-то подзабытая в красивых фильмах, рисовавших беляков эдакими заблудшими «сынами Родины» – в том, что оно вошло в сговор с тем «черным Западом», который и сегодня хочет унасекомить нас. Колчак и Каппель в погоне за их национальным бесом готовы были ради своей победы сдать Россию с потрохами ее западным врагам…
И вот в итоге всей этой белогвардейской и национальной свистопляски, помогшей нам избавиться от СССР, теперь образ потерянного рая рисуется нам, как ранее в песенном «поручике Голицине» – в сказочном СССР.
Такой сытый, уютный и безмятежный островок в мировом океане, к которому было бы здорово обратно выплыть.
И уже аляповатые герои советских фильмов в немодных пиджаках вроде гениально сыгранных Ефремовым, Баталовым, Смоктуновским и другими – пленяют нас почище всех баронов Врангелей и прочей вышедшей в тираж белой аристократии…
Однако никакого возврата к романтическому прошлому для нас не может быть. Таджикские рабы, стоящие сейчас на трассах в поиске работы, как ранее стояли там девчата из Украины и Молдовы – все-таки не наш путь.
А наш – долбить дорогу в будущее, с естественной оглядкой на все нещадно пройденное ранее. Не умножить ошибки прошлого – но пытаться их исправлять. Вроде бы – все ясно и просто. Но сколько же безумцев, именующих себя патриотами России, хотят затянуть нас в воронку уже отработанного старья: от упертой белой и национальной идеи – до столь же упертой красной…