В России происходит настоящий губернаторопад. Путин шлет в отставку от самых своих близких и надёжных людей (Георгий Полтавченко в Петербурге) до глав наиболее депрессивных регионов (Алексей Кокорин в Курганской области).
Причем многие эксперты говорят, что после небольшой передышки волна этих замен продолжится с новой силой с весны будущего года. И главным их мотивом уже будет не эффективность по работе – а способность избраться на новый срок, так называемая электоральная привлекательность.
Новости партнеров
Вся эта политика, на взгляд тех же знатоков, позволяет добиться сразу нескольких целей:
1. Не даёт губернаторам чувствовать себя хозяевами территории, уменьшая вероятность сращивания местной власти с крупным местным бизнесом. Что в свою очередь предотвращает повальную, самую необузданную коррупцию.
2. Установление контроля над региональными элитами – считай, тем же крупным региональным бизнесом. Обычно это местные полукриминальные авторитеты, которые были тесно связаны с губернаторами-долгожителями 90-х годов типа Амана Тулеева в Кемеровской области.
3. Сброс негативной энергии населения за счёт эффекта «наказания плохих бояр» – и поддержка все еще популярной в провинции легенды «царь хороший, бояре плохие».
Однако ВРИО, приходящие на смену уволенным губернаторам, тоже не с луны берутся, а являются ставленниками определённых групп влияния в Москве.
И эта политическая палка тут о двух – и даже о трех концах.
С одной стороны, провалы в 4-х регионах непопулярных фигур на прошлых губернаторских выборах одушевили избирателей и поселили в них веру в «хорошего губернатора», которого де можно выбрать при желании.
Новости партнеров
Но с другой – кандидаты, как уже сказано, не с неба падают, а назначаются фактически Кремлем. Пройти муниципальный фильтр без высшего соизволения сегодня практически невозможно.
А третье – даже если некий Робин Гуд чудом пробьется сквозь все заслоны и станет губернатором, наш жесткий федерализм живо его окоротит. Москва сегодня изымает все финансы из местных бюджетов – и потом им же их перераспределяет. Никакому местному Робин Гуду этого не поломать – и он в итоге может стать даже худшей обузой для региона, чем его имевший «руку в Москве» вороватый предшественник.
То есть вся эта перетасовка глав регионов нацелена исключительно на политические выгоды Кремля – но не на местные интересы.
Чтобы все это изменилось, необходимы изменения в самом Кремле. Текущая система российской власти такова, что никаких «хороших губернаторов» не может быть без воли «хорошего царя Кремля». О смене губернаторов еще можно мечтать, а о смене Путина, сильно огорчившего его подданных направленной против них пенсионной реформой – увы.
Ибо, во-первых, нет в России таких сил и процедур, позволивших бы поменять оступившегося против народа президента. А во-вторых и в главных – и менять сегодня его некем. Всякие Сурайкины, Грудинины, Болдыревы и прочие карикатурные кандидаты без своей команды, партии, харизмы, навыка – в правители огромной странны и отдаленно не годятся. Даже «звезда панели» Ксения Собчак – и то их побивает ее оргспособностями.
И если Путина физически не поменять, в понуром сознании большинства остается один шанс: молиться, чтобы сам он поменялся. Ну, как в рекламе мужского препарата: «А что? А вдруг?»
Безусловно, первым свидетельством такой перемены стала бы отставка Медведева, который во главе его правительства выглядит каким-то Джеком-Потрошителем нашей страны. Что даже доказывать не надо – настолько все его последние и более давние почины очевидно враждебны нашей экономике. Это какой-то матерый тормоз, сделавший все, чтобы наша промышленность вошла в стагнацию – и вместе с этим жизнь миллионов граждан потерпела ухудшение.
Но Путин не меняет нипочем своего премьер-любимца, ставшего чуть не синонимом экономической погибели России. Но почему?
Новости партнеров
Может, все мы, заложники всей этой каверзно сложившейся системы, плохо, не так молимся? Не в то верим? Проявляем в надежде на те же губернаторские и прочие выборы непростительный инфантилизм?
И надо начинать не с Путина, не с губернаторов и даже не с Медведева – а с самих себя? Понять наконец, чего же мы хотим – блаженно ожидаемых подачек от господ губернаторов, президентов и премьеров? Или какого-то иного выбора?