Плоская шкала налогообложения в России законсервирована на шесть лет
Кажется, российскому народу не суждено дождаться социальной справедливости. Правительство упорно отказывается менять действующую, лояльную к богатым, систему налогообложения. В этом первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов признался в интервью Владимиру Познеру на Первом канале.
В мировом рейтинге распределения богатства, напомнил Познер, Россия на втором месте после Таиланда. На долю 10% самых обеспеченных людей приходится 82% всего богатства страны. В США или Китае меньше. Такой разрыв представляет социальную опасность, уверен журналист, и предложил Силуанову объясниться.
Новости партнеров
По словам вице-премьера, правительство уже сделало то, что считало нужным — повысило налоги на роскошь: дорогую недвижимость, яхты, автомобили и т. д.
Действительно, после многолетних требований общества ставки налога на такого рода имущество были увеличены. Однако проблему несправедливого перераспределения богатства это не решило. Расслоение по-прежнему растет.
Другая мера — отход от плоской 13-процентной шкалы налогообложения в пользу прогрессивной правительством, по-прежнему отвергается. Богатые люди — неглупые и найдут пути, как обойти такое решение, утверждает Силуанов. Вплоть до вывода денег из страны. А кроме того, говорит он, плоская шкала «уже устоялась» и поэтому менять законодательство не нужно.
При этом Силуанов особо отметил, что «мы договорились не менять налоговое законодательство в ближайшие шесть лет». Очевидно, речь идет о президентском сроке Владимира Путина. Кто именно эти загадочные «мы», которые договорились до 2024 года законсервировать несправедливость в российском обществе, — неясно. Большинства россиян среди них, видимо, нет.
В качестве альтернативы отъему излишков у богатых Силуанов предложил повышать доходы бедных. Так, себе в заслугу он поставил выравнивание МРОТ с прожиточным минимумом. Если власти и впредь будут считать устранение подобных недоразумений своими достижениями, то всерьез изменить перераспределение богатства в стране вряд ли получится. Но, может, они этого не хотят?
Вообще, аргументация Силуанова не выдерживает критики. Из двух упомянутых им мер — налога на роскошь и прогрессивной шкалы, именно, первая малоэффективна вследствие вывода сверхдорогих активов за рубеж.
Прогрессивная же шкала нацелена не на точечные сверхдоходы, а на обложение высоких доходов значительных слоев населения, которые совершенно невозможно скрыть. Например, один из законопроектов КПРФ предполагал повышенной ставкой в 30% облагать ежемесячный доход от 400 тысяч до 1 млн рублей. Однако закон был отклонен единороссовским большинством Госдумы.
Новости партнеров
Позиция правящей партии, очевидно, объясняется политической «крышей», которую обеспечивает ей президент. Путин не раз критически высказывался о введении прогрессивного налогообложения. Социальной справедливости можно достичь и другими способами, говорил он в 2016 году. Правда, с тех пор справедливости так не прибавилось. Наоборот.
Ведущий научный сотрудник Федерального исследовательского социологического центра Леонтий Бызов удивлен позицией президента.
— Не признавать социальное расслоение невозможно. Об этом говорят и статистика и социология. Ведь в России оно едва ли не самое большое в мире из более-менее развитых стран. Поэтому требования социальной справедливости выходят на первое место.
Наше правительство фактически возглавляет Силуанов. Именно он — главный идеолог нынешнего курса. Силуанов — ультра-либерал, гайдаровской закваски монетарист. Его задача, признавая реальность, отделаться от общества минимумом.
Плоская шкала — это священная корова, которая скоро уже лет двадцать как считается главным достижением этой монетаристской школы, находящейся у власти все это время. Поэтому эту шкалу всеми силами, всеми правдами и неправдами пытаются сохранить.
— Правительство приводит экономические аргументы, но не все меряется экономикой…
— Как социолог я считаю, что напряжение в обществе, вызванное неравенством, столь опасно, что стоило бы пойти на какие-то экономические жертвы ради того, чтобы его снизить. Потому что у нас общество скатывается к предреволюционной ситуации. Предпосылки уже есть. Власти доиграются.
— Да, Силуанов добился в этом году большой победы — провел пенсионную реформу в том виде, в каком считал необходимым. Сейчас они наседают на население с точки зрения самозанятости. Это сильно ударит по людям. И вот еще и отказ ликвидировать социальное расслоение…
Новости партнеров
Дело в том, что монетаристская школа видит класс богатых основой посткоммунистической государственности. Ради этого и проводил в свое время залоговые аукционы Чубайс. Этот класс будет за свое богатство драться до последнего. Для них это важно политически, а не только экономически.
Ради этого населению можно подбросить что-то популистское. Те же налоги на яхты, от которых их владельцам ни жарко, ни холодно. Это никак не изменит гедонистической направленности их жизни. А вот прогрессивная шкала — это очень важно, так как принципиально изменит производственные отношения. Так что Силуанова с его точки зрения понять можно.
— А кого нельзя понять?
— Нельзя понять позицию президента, который идет на поводу у либеральных радикалов. Это подрубает его влияние и популярность, его рейтинг, который защищал нынешние элиты. Вспомним, как Ельцин в 1990-е из суперпопулярного политика за полтора года превратился в ноль. То же самое они делают и с Путиным.
По мнению главного редактора портала ФОРУМ. мск Анатолия Баранова, действия власти в социальных вопросах напрямую зависят от силы сопротивления общества.
— Первый вице-премьер и министр финансов РФ Антон Силуанов признал, что разница в уровне доходов населения «создает в обществе напряжение». Собственно, в этом вся политика правительства — разница в доходах, в разы превышающая децильный индекс, создает напряжение в обществе, но правительство она особо не беспокоит.
— Почему так? Росгвардия бдит?
— Полагаю, это прямое следствие, как итога президентских выборов, так и очень слабой реакции общества на повышение пенсионного возраста. Да и выборы местного уровня, которые так вдохновили оппозицию, во власти расценивают с прямо противоположным знаком — ждали революции, а получили второй тур губернаторских выборов всего-то в трех регионах, а не кремлевский кандидат прошел лишь в одной Владимирской области, но с такими флуктуациями давно научились справляться.
То есть во власти царит благость и спокойствие — с этим населением можно делать что угодно: вводить налог на самозанятых, повышать любые тарифы, отпускать цены на хлеб и бензин… Есть даже ощущение, что власти ставят какой-то эксперимент по определению уровня долготерпения граждан. Думаю, лет через шесть предложит всем приходить вешаться, а веревочки и мыльце приносить с собой, за свой счет.
— Кстати, о загадочной реперной точке в шесть лет…
— На ближайшие годы, видимо, господин Силуанов, равно и другие его коллеги, перемен во власти не ожидают, и спокойно планируют свою жизнь на «шестилетку». Полагаю, за такой период вице-премьер и министр финансов может неплохо укрепить свое финансовое положение. А работа в правительстве по прошествии стольких тучных лет может стать для него вообще неинтересной…
О том, как выглядит налогообложение сверх потребления по действующему законодательству рассказал руководитель налоговой практики юридической компании BMS Lаw Firm Денис Зайцев.
— Налог на роскошь — это исключительно PR-термин. В российском законодательстве не предусмотрено специального налога для сверхдорогого имущества или для его обладателей (HNWI — очень богатых и UHNWI — ультра-богатых).
— То есть? А о чем же так настойчиво говорит министр финансов?
— На практике «налог на роскошь» взимается через имущественные налоги: транспортный налог, налог на имущество физических лиц.
Транспортным налогом предусмотрены повышенные ставки на сверхмощные (более 200 л.с.), а также сверхдорогие (более 3 млн. рублей) легковые автомобили. Также регионам предоставлено право повышать установленные Налоговым кодексом РФ минимальные ставки до десятикратного размера.
Налогом на имущество физических лиц также предусмотрены повышенные ставки в отношении объектов, чья кадастровая стоимость превышает 300 млн. рублей (2% вместо привычных 0,1%), а также любое иное имущество, не характерное для среднестатистического жителя (0,5% вместо 0,1%).
Ставка же налога на доходы физических лиц по-прежнему не зависит от суммы получаемого дохода, несмотря на непрекращающиеся попытки законодателей ввести прогрессивную ставку налогообложения.