Москва устранилась от влияния на политику закавказской республики
На президентских выборах в Грузии ни один из кандидатов не смог набрать большинство. Впереди второй тур. В нем примут участие самовыдвиженец Саломе Зурабишвили, которую поддерживает правящая партия «Грузинская мечта» и Григол Ващадзе — кандидат от «Единого национального движения» (ЕНД), созданного Михаилом Саакашвили.
После подсчета 99,97% бюллетений Зурабишвили набрала 38,63% голосов, а Вашадзе 37,74%, сообщает грузинский филиал ИА Sputnik. Оба лидируют с большим отрывом. Так, занявший третье место Давид Бакрадзе набрал 10,97% голосов. Всего за президентский пост боролись 25 кандидатов. Явка составила около 47%.
Новости партнеров
Таким образом, в ходе второго тура избирателям придется делать выбор между двумя сторонниками сближения Грузии с Западом. Вернувшаяся из Франции эмигрантка Зурабишвили проводила кампанию под лозунгом «За европейский выбор», а политическая ориентация Саакашвили общеизвестна. Оба кандидата видят Грузию в НАТО и ЕС.
Тема России звучала в ходе избирательной кампании обоих кандидатов исключительно в негативном ключе. Зурабишвили, хотя и признает ответственность Тбилисси за развязывание конфликта в Южной Осетии, упомянула о «столетней войне» Грузии с Россией. В свою очередь, Вашадзе упрекали тем, что его жена была примой Большого театра в Москве.
Однако, с учетом явки западный и при этом антироссийский курс поддержала лишь половина избирателей. Очевидно, простые грузины не прочь иметь с Россией ровные, а не конфронтационные отношения. Так или иначе, за неумение наладить отношения с Москвой правящая партия уже поплатилась — по сравнению с прошлыми выборами ее результат упал более чем на треть.
Генеральный секретарь Всемирного конгресса народов Грузии, президент Фонда единения русского и грузинского народов, д.э.н. Владимир Хомерики сожалеет, что Москва не пыталась делать ставку на пророссийских политиков.
— Итоги этих президентских выборов в Грузии были предсказуемы. Было ясно, что фаворитов двое. С учетом того, что Зурабишвили поддерживала правящая партия, были ожидания, что она может победить в первом туре. Но многое зависело от явки, а явка оказалась достаточно низкой. Немалая часть населения Грузии относилась к Зурабишвили с некоторым недоверием и будучи явно против Вашадзе, они не пришли голосовать, чтобы как-то подчеркнуть свое отношение к ней.
— Почему к Зурабишвили такое отношение?
— Во-первых, она выросла в эмигрантской среде во Франции. Сейчас она постигает обороты речи грузинского языка, старается, но она не совсем предсказуемая дама. Некоторые ее высказывания может быть напрягли простую часть общества.
Новости партнеров
— Вы имеете ввиду о конфликте с Южной Осетией?
— Да, но ее высказывание было, на мой взгляд, объективным. Она человек европейского демократического воспитания. Она сказала правду, что войну в Южной Осетии начала все-таки Грузия. И это не только ее личные выводы, но и выводы Европейской комиссии. Как дипломат, она не могла лгать, извиваться и говорить то, что может и хочет слышать все население Грузии. Из-за этого многие мои знакомые, которых я призывал пойти на эти выборы, к сожалению, не пошли.
Во втором туре фаворитом будет, конечно, Зурабишвили. Население сконцентрируется и проголосует за нее, так как возвращения Саакашвили в Грузию никто не хочет. Они не столько сторонники действующей власти, сколько те, кто хочет видеть Грузию более развитой, независимой и с более предсказуемым президентом.
Свой ресурс Вашадзе уже исчерпал. Из 47 процентов явки 20−25 процентов — это все его сторонники. Все, кто не пришел сейчас голосовать — это как раз те, кто против Саакашвили. Они понимают последствия его возвращения. Будет массовое недовольство, могут начаться столкновения, серьезные процессы в самой Грузии.
Деятельность Саакашвили пагубна для страны. Ведь из-за него Грузия потеряла 22 процента своей территории и самое главное — грузинская нация начала терять свою ментальность.
— Как Саакашвили может вернуться, если он лишен гражданства и против него открыто уголовное дело?
— Вашадзе открыто заявил, что в случае избрания помилует Саакашвили и даст ему грузинское гражданство. Это значит, что он вернет его в Грузию. Надо понимать, что у его сторонников есть опыт, есть деньги, есть СМИ, они более активны, мобильны.
— Саакашвили — тот еще «жук»… Но Зурабишвили как-то заявила о «столетней российско-грузинской войне». Как это понимать?
Новости партнеров
— Это какой-то абсурд. Зурабишвили, к сожалению, не знает хорошо историю Грузии, хотя и пытается ее учить, как и язык. Россия, конечно, никогда не воевала с Грузией. Наоборот, следует говорить о двухстах пятидесяти годах, которые прошли после Георгиевского трактата (договор 1783 года о переходе Грузии под протекторат Российской исперии — авт.). Россия тогда спасла Грузию, сохранила ее как государство. За это время под патронатом России там выросло множество интеллектуалов, поэтов, писателей, ученых и т. п. На момент распада СССР Грузия имела, пожалуй, больше льгот и преференций, чем другие республики и народы.
— Получается, что оба фаворита грузинских выборов настроены, скорее, антироссийски. А есть те, кого можно назвать пророссийским политиком?
— Такие политики есть. Но они не имели ни финансовой, ни организационной, ни медийной поддержки. Некоторые, понимая бессмысленность такой попытки, даже не баллотировались.
— А почему Москва не делала на них ставку?
— К сожалению, Россия не вмешивалась в политический процесс в Грузии, не поддерживала политиков, которые могли бы представлять реальные интересы Грузии — ее партнерские отношения с Россией. Почему? Загадка.
Ясно, что у Москвы сейчас много проблем. Это и напряженность с США, с Европой. Украина отвлекает много внимания и сил России. Но все же Грузия — важная геополитическая точка. Это страна единоверная с Россией — смотрите, какие сейчас религиозные войны идут против христианства. Россия могла бы помочь демократическим силам в Грузии, которые хотят, чтобы страна встала на мирный путь, без НАТО и была бы стратегическим партнером России.
— Запад пока «отблагодарил» Грузию тем, что разместил на ее территории биологическую лабораторию, судя по всему, с неблаговидными целями. У границ России, между прочим…
— Да, тут есть проблема и лабораторий, и совместных с Западом военных учений, и американских баз у России под боком. Конечно, это все тревожно.
Странно, что в России заговорили о лаборатории только сейчас. Видимо, в связи с делом Скрипалей. В то время как я об этом говорил уже несколько лет назад. Это вражеская для Грузии лаборатория, в которой страну используют как опытный полигон. Она угрожает России. Соединенные Штаты не зря ставят такие лаборатории в развивающихся государствах — там они могут делать что хотят. Эксперименты, которые там проводятся, связаны в том числе и с производством сельхозпродукции. Грузия сама уже страдает от выпущенных оттуда вредителей: от Менгрелии до Аджарии.
— В случае Грузии действительно есть некая общая позиция правящего класса, которая ориентирована на интеграцию в ЕС и НАТО. С Россией они максимум готовы прагматично сотрудничать в экономической и гуманитарной сфере, — пояснил эксперт по Грузии Константин Тасиц.
Сейчас фигура президента в Грузии мало что решает, так как страна завершает переход к парламентской республике. Однако, первый тур этих выборов показал, что правящая партия потеряла поддержку. На прошлых выборах кандидат от «Грузинской мечты» Маргелашвили набрал 60 процентов голосов, а теперь набирает силу оппозиция.
Если власти не удастся переломить этот тренд, то уже на парламентских выборах ЕНД может вернуться во власть, а значит вероятно возвращение в политику Михаила Саакашвили. То есть вероятно возвращение той конфронтации, которая была у Грузии с Россией, когда он был президентом.
— Надо было Москве посодействовать кому-то из пророссийских кандидатов…
— Россия никак не могла повлиять на прошедшие в Грузии выборы. Это принципиальная наша политика — мы не вмешиваемся во внутренние дела других стран. Кроме того, это просто непродуктивно, так как очень остро воспринимается населением суверенной страны. Да и возможностей таких нет — политические контакты в связи с отсутствием дипотношений сведены к минимуму.
Россия заинтересована, чтобы внутри грузинского общества происходили изменения. Чтобы там более прагматично смотрели на внешнюю политику, на выстраивание хороших отношений и с Западом и с Россией. Но это решение должно быть принято самим грузинским обществом и их политической элитой.
— Туристов из России, говорят, в Грузии много…
— Да, русских туристов там уже больше миллиона человек в год. Это важный фактор экономических связей и человеческих контактов.
— Но как быть с камнем преткновения для Тбилисси: Абхазией и Южной Осетией?
— Позиция России состоит в том, что эти конфликты имеют для Грузии внутреннюю природу и связаны с распадом СССР и конфронтацией этнических общностей. Соответственно, выход из них должны найти сами эти республики. Население республик должно захотеть реализовать с Грузией какие-то формы интеграции. Только тогда Россия сможет способствовать этому вопросу.