Социологи пытаются успокоить напуганную власть
Протестные настроения по поводу повышения пенсионного возраста пошли на убыль. К такому выводу пришли социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
По данным социологов, если в конце июля массовые акции протеста в своем городе или сельском районе считали вероятными 51% опрошенных, то на начало сентября такой точки зрения придерживаются лишь 39% респондентов. А вот маловероятными их сейчас считают 55% по сравнению с 44% в конце июля.
Новости партнеров
Уменьшилось среди опрошенных с 38% до 31% и количество желающих принять участие в протестных акциях. Одновременно на 7% (до 66%) выросло число тех, кто такого намерения не имеет.
Снижение протестных настроений, по данным ВЦИОМ, связано с возросшей с 54% до 71% уверенностью россиян в том, что проведение акций не повлияет на решение властей о повышении пенсионного возраста. Количество же тех, кто еще сохранил надежду повлиять с помощью митингов и демонстраций на сложившуюся ситуацию уменьшилось с 36% до 21%.
А вот проведенный в конце августа, еще до обращения президента, опрос по поводу проведения референдума по повышению пенсионного возраста, проведенный Левада-центром показывал, что 77% опрошенных проголосовали бы «за» сохранение нынешнего возраста выхода на пенсию. При этом количество готовых выйти на протестные акции россиян возросло с 37% в июле до 53% в августе, а нежелающих участвовать в таких мероприятиях наоборот сократилось с 53% до 42%.
Как считает генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, телеобращение президента Владимира Путина к нации по теме повышения пенсионного возраста, по сути, закрыло вопрос о возможности отмены либо серьезной корректировки этой реформы.
«Значительная часть россиян, негативно относящихся к повышению, ранее высказывала готовность принять участие в массовых протестах против него. Теперь эта „сигнальная“ функция протестов отпала за ненужностью, так как стало понятно, что тема закрыта. Соответственно, протестные настроения пошли на убыль, хотя и остаются выше обычных», — отмечается в комментарии эксперта. И это похоже на чистой воды лукавство, как и мнение экспертов, поддерживающих власть.
Аналогичную точку зрения высказал Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников:
— Шансы на то, что президент выступит и скажет, что реформа будет отменена и поэтому надо показать президенту массовый народный протест против этой реформы — этот мотивировочный факт перестал работать. Во многом людей собирали на митинги под предлогом того, что президент еще не определился и ему нужно показать неприятие населением страны пенсионной реформы, для того чтобы он ее остановил.
Новости партнеров
Президент, что хотел сказать — сказал. В той части, которую хотел остановить — остановил. Больше он в это вмешиваться не будет и другое действие от него ждать бессмысленно. Не будет он ее останавливать в кардинальном смысле этого слова. То есть основные параметры реформы уже не будут изменены ни при каких обстоятельствах.
Другого сценария повлиять на реформу не у кого из авторов митингов нет, кроме как обращение к президенту. Но это обращение уже свою роль сыграло, соответственно, эта карта уже отыграна.
— Возможно ли все-таки проведение референдума?
— Референдума не будет. Это уже всем понятно. Никакого иного сценария никто предложить не может. Поэтому предложение организаторов выходить на митинги сейчас — это просто предложение выходить на митинги во многом в рамках еще идущей предвыборной агитации.
Осталось буквально три дня до единого дня голосования. В этом отношении митинги еще интересны. Они могут поддержать региональных политиков, региональные политические группы на выборах в субъектах федерации, там, где эти выборы есть: «Давайте покажем нашу солидарность, наберем большее количество голосов в поддержку своих кандидатов». Там это еще как-то работает, но тоже уже очень слабо. Это второй—третий стимул голосовать за представителей оппозиционных партий.
Стимулов для митингов не осталось. Отношение к пенсионной реформе осталось негативным, но выходить на улицы уже не зачем.
Совершенно ясно объясняет появление таких опросов политик Вадим Кумин. Власть таким образом пытается спрятать падение своего авторитета.
— Доверие к «Единой России» стремительно летит вниз, сейчас её поддерживают 30%, а в некоторых регионах и 20−25% населения. И потому задача власти — «растащить» протестный электорат по спойлерским, фейковым структурам.
Новости партнеров
Безусловно, пенсионная реформа кристаллизовала наше общество. Есть протестное ядро, я его определяю примерно в 30−40% с потенциалом роста до 60%. Задача власти — растащить его по разным партиям и их представителям, не дать КПРФ «забрать» почти весь этот электорат.
Между тем, коммунисты не намерены сдаваться и отстоят не только референдум, но и отмену грабительской реформы. Отношение россиян, вопреки социологическим опросам, к ней не изменилось.