Глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан заявил, что Башар Асад выиграл гражданскую войну в Сирии. Что это? Признание победы России и своего бессилия? Попытка наладить контакт с Москвой или все вместе взятое?
В последние дни Франция не перестает удивлять своими сенсационными заявлениями. Впрочем, как и ее близкий партнер и вторая несущая колонна Евросоюза – Германия. Глава французского МИД Жан-Ив Ле Дриан, выступая по теме Сирии в эфире радио France Inter, признал, что Башар Асад одержал верх в 7-летней гражданской войне.
Новости партнеров
«Ситуация в Идлибе тревожная. Башар Асад выиграл войну, но мира не добился», — заявил он.
Провинция Идлиб – последний оплот сирийской оппозиции, которую со дня на день готовятся взять силы Асада. Франция вместе с США и Германией предостерегает от начала военной операции. На минувшей неделе президент Франции Эммануэль Макрон даже пригрозил авиаударами по правительственным войскам Сирии.
Ситуация для Парижа «тревожная» ввиду густонаселенности Идлиба, где проживает около 3 миллионов человек. По оценкам Ле Дриана, в случае эскалации около 800 тысяч человек могут оказаться беженцами. Они направятся в приграничную Турцию, которая, очевидно, пропустит их дальше в Европу. Сделка Турции и ЕС о сдерживании миграции (2016 года) будет ничтожной, а новая волна беженцев на фоне усиления правых еще больше усилит политический раскол внутри Евросоюза.
Если посмотреть на цитату Ле Дриана с другого ракурса, то ее можно квалифицировать как открытое признание беспомощности и даже поражения в Сирии. Ставка на оппозицию, которую делали Париж и другие европейские столицы, не сработала. Асад установил контроль над 70% территории и около 80% населения страны. Идлиб – последний бастион оппозиции — подотчетен Турции, которая имеет там влияние на десятки группировок, за исключением «Ан-Нусры» (запрещена в России). Если не считать курдские территории, где первую скрипку играют Штаты и присутствуют пара десятков французских военных советников и вертолетов, то на земле у Франции и ЕС практически нет влияния.
Второй важный аспект. Ле Дриан отметил, что Франция активно сотрудничает с астанинской группой, то есть Россией, Турцией и Ираном, чтобы не допустить эскалации и найти политическое решение в Сирии. Присоединение Франции, а вслед за ней и Германии – серьезный проект, который кардинально изменил бы расклад сил в Сирии не в пользу США. Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган уже сделал первую попытку создания синергии между ЕС и «астанинским треугольником».
На 7 сентября Эрдоган созвал в Стамбуле саммит с участием России, Турции, Франции и Германии. Эрдоган и Владимир Путин стремятся привлечь ЕС к восстановлению Сирии. Однако пока Париж и Берлин ставят условие своего участия в финансировании разрушенной страны – это политические реформы со стороны Асада. Поэтому стамбульская встреча пролетела, «как фанера над Парижем». На европейцах сказываются не только ее личная позиция, связанная с миграционными фобиями, и стремление хоть как-то зацепиться в своей бывшей колонии, но и давление американцев.
По сообщениям CNN, силовые ведомства США уже выбрали цели для бомбежек в Сирии. И, судя по апрельскому опыту, Франция примкнет к ракетным ударам.
Новости партнеров
Несмотря на сложности и преграды, нельзя не заметить общий тренд стремлений Елисейского дворца найти общий язык с Кремлем. Макрон не раз говорил, что сирийский узел без России не развязать. Недавно он призвал ЕС к стратегическому партнерству с Россией. В одном из телефонных разговоров с Макроном Путин высоко оценил первую гуманитарную операцию между Россией и страной Запада (Францией) в Сирии, которая состоялась в июле в Восточной Гуте. Если добавить сюда заявление МИД Германии о необходимости реакции ЕС на санкции США против России, Ирана и Турции, то рамочные условия для сближения стран Астанинского формата и Евросоюза складываются как никогда лучше.