В Минобороны Украины в страхе ждут появления собственной авиации над Киевом
На Украине полным ходом идет подготовка к военному параду, назначенному на 24 августа в честь очередной годовщины «незалежности». Кабинет министров страны давно решил, что в небе над Киевом пролетит и «воздушная колонна военной авиации Вооруженных сил Украины». Соответствующее распоряжение кабмина № 544 опубликовано на портале правительственной информации.
И все, вроде бы, стало развиваться в соответствии с этим постановлением. Министерство обороны Украины выделило для парада 16 истребителей Су-27 и МиГ-29, несколько фронтовых бомбардировщиков Су-24М и штурмовиков Су-25, военно-транспортный самолет Ил-76МД, четыре морских многоцелевых вертолёта-амфибии берегового базирования Ми-14. Посадило в них лучшие и самые опытные экипажи.
Новости партнеров
Изюминкой предстоящего зрелища должен был стать первый публичный показ нового украинского ближнемагистрального транспортного самолета Ан-178, лишь проходящего испытания и существующего всего в двух экземплярах (причем один — лишь для статических испытаний).
И тут начались странности. Генеральная репетиция авиационной части праздника над Киевом вроде бы состоялась 18 августа. Во всяком случае, самолеты и вертолеты над столицей летали с большим ревом. Советник президента Украины и помощник министра обороны этой страны Юрий Бирюков тут же восторженно назвал увиденное в небе «смертью наших врагов».
Однако начальник управления коммуникации и прессы Минобороны Украины Алексей Чернобай в тот же день вдруг охладил восторги ушатом ледяной воды. По словам Чернобая, он вообще не располагает информацией об участии в предстоящем параде авиационной техники. И заявил: «Сейчас идут подготовительные работы, решаются организационные моменты. Точный перечень того, что можно будет увидеть на параде, можно будет увидеть только на генеральной репетиции 20 августа».
Спустя несколько часов министр обороны Украины генерал армии Степан Полторак вдруг перевел стрелки на президента страны Петра Порошенко. По мнению министра, только глава государства волен определять, примет ли участие в параде авиация ВСУ или не примет? Агентству УНН Полторак сказал следующее: «Воздушные силы Вооруженных сил к участию в параде готовы. Тренировку проводим. Но решение о привлечении либо не привлечении воздушных сил в параде в ближайшее время будет принимать президент Украины».
Все это еще 18 августа выглядело в высшей степени странно. Как так: кабинет министров давно все решил, деньги выделил, тренировки парадных расчетов начались. Все выверено до секунд и сантиметров. И внезапно всего за несколько дней до грандиозного торжества выясняется, что министр обороны страны совершенно не в курсе, предстоит ли пролет над Крещатиком военной авиации? И для полной ясности ему мало того, что подписал премьер-министр. Требуется еще и личное приказание Порошенко.
Все стало ясно к вечеру, когда в центре Киева прошла еще и наземная составляющая праздника. Колонны боевой техники уже возвращались в исходное положение, когда при повороте на одну из столичных улиц танк с бортовым номером 106 неожиданно покатился прямо на толпу зрителей. Жертв не случилось, механик-водитель затормозил в метре от перепуганных людей. Колонна идущих следом бронированных машин встала, как вкопанная.
Потом она продолжила движение. Но ненадолго. Шедшая за танками гусеничная самоходная установка зенитно-ракетного комплекса «Бук» выкатилась на тротуар и врезалась в роскошный фасад бизнес-центра. Вот ее-то вытаскивать пришлось на буксире.
Новости партнеров
И тогда стало понятным, отчего таким пугливым накануне предстоящего военного парада стал генерал армии Полторак. Уж он-то лучше многих знает истинный уровень боевой подготовки своих подчиненных. И, можно предположить, — сильно сомневается, что в День независимости в Киеве все пройдет гладко.
Но одно дело, когда из-за бестолковости экипажа какой-нибудь очередной ЗРК «Бук» или танк Т-72 попытается гусеницами затоптать чей-нибудь офис. Плохо, конечно, позорно. Но можно пережить. А вот если в торжественный день на город рухнет еще толком не испытанный многотонный Ан-178 — тогда действительно мало не покажется никому. А министру обороны — в первую очередь.
Как тут не подстраховаться и не попытаться заранее прикрыть известное место личной резолюцией президента? А если что — я вас предупреждал… Все же 35 лет военной службы хитроватого Степана Тимофеевича точно многому научили.
Но как же так? Лучшие расчеты, лучшие экипажи украинской армии. Море времени на подготовку к 24 августа. Отчего же заранее так сильно потеют ладони у шефа ВСУ в погонах генерала армии?
Все дело в том, полагаю, что в любой армии мира уровень ее обученности определяет офицерский состав. А тут Полтораку и его генералам давно приходится выбирать лучших из худших. Потому что, по недавнему горькому признанию самого министра обороны Украины, бегство разнопогонных командиров и военных инженеров из его войск приобретает лавинообразный характер. Причем, рапорта на увольнение пишут самые энергичные и толковые, рассчитывающие найти себе место и в гражданской жизни.
Об этом сам же генерал Полторак и сообщил в конце июля премьер-министру Владимиру Гройсману в официальном письме. Кстати, появление в публичном доступе столь конфиденциальной и разрушительной для армии информации, считаю, говорит о том, что министр обороны просто устал бояться.
Сказано в том письме вот что. С января по июнь нынешнего года ВСУ уже покинули 11 тысяч военных профессионалов. Еще 18 тысяч подали начальству рапорта на увольнение и находятся на низком старте. Желания всеми силами править службу наверняка при этом не проявляя.
Не будем говорить о причинах наметившегося развала — сейчас не об этом речь. Просто отметим, что приблизительно 30 тысяч всякого ранга воинских начальников на Украине уже не служат или служат кое-как. Много это или мало?
Новости партнеров
Конкретные цифры на этот счет в ВСУ, как и в любой иной армии, проходят под грифом «Цілком таємно». Но можно прикинуть. Общая численность украинской армии на начало нынешнего года — 255 тысяч человек. Из них военнослужащих 204 тысячи. Примем за аксиому, что обычно в войсках соотношение офицеров и солдат — один к четырем-пяти. Тогда выходит, что начальства в погонах в ВСУ никак не более 40−50 тысяч. Так если около 30 тысяч из них уже уволены или страстно желают поскорее пройти эту процедуру, получается, что, во всяком случае, значительно больше половины этих людей мечтают вовсе не о том, чтобы дальше строить военную карьеру.
Для пущей объективности приведем мнения исключительно западных экспертов о командном составе ВСУ. Вот, допустим, мысли вслух на сей счет майора резерва израильской армии ЦАХАЛ Виктора Верцнера, высказанные в феврале 2018 года. Майор, эмигрант из Херсона, добровольно вернулся на историческую родину в 2014-м чтобы воевать в так называемой АТО. Потом участвовал в формировании первой бригады Национальной гвардии Украины. Так что знает ситуацию, что называется, изнутри.
Итак, слово убежденному стороннику Майдана майору резерва Верцнеру: «Сегодня Украина тратит большие деньги на обучение командного состава, посмотрите сколько вузов! Я видел этих офицеров, которые выходят оттуда. Они, как правило, «нулевые». Это люди, которые солдат в глаза не видели. Их кидают в «глубокую воду» командовать сразу взводом, а иногда даже и ротой. Это нереально и очень дорого.
Я видел в Украине, как лейтенанты и капитаны выполняют самую простую сержантскую работу. Естественно, что тогда майоры, подполковники и полковники выполняют работу лейтенантов и капитанов. Поэтому очень много полковников и подполковников, которые выполняют работу капитанов. Потом, когда их продвигают на уровень комбригов, они остаются фактически на ротном уровне.
Вот я был на штабных учениях в Украине. Сначала смотрю, все работает по системе НАТО. Классно! Потом узнал, у них бумажки лежат, они заучивают речи, поскольку на следующий день перед офицерами НАТО нужна показуха! Не думают! Людей не учат думать. В ВСУ инициатива наказуема. Людей учат хорошо выглядеть, но это Украине не поможет».
Не убеждает? Тогда послушайте отставного британского полковника Глена Гранта, советника министра обороны Украины с 2014 года, Свое мнение он тоже высказал в феврале 2018 года. Но — в официальном письме на имя Порошенко. Вот несколько строк оттуда: «Существует также мало доверия между войсками и командующими. Существует еще меньше доверия к работе штабов. Их презирают активные военные, и часто по уважительным причинам. Есть еще несколько подразделений, которые до сих пор не получают запчастей и таких простых вещей, как батареи для фонарей даже после четырех лет войны…
Штабы секторов являются слабыми в любых аспектах, и, будучи статическими, они развили менталитет «ждать, наблюдать и ничего не делать» или «наблюдать, докладывать, без приказа огонь не открывать».
Сейчас в армии большой некомплект офицеров. Молодые люди без опыта и с сомнительным образованием берут на себя командование ротами или даже выше (заместитель командира батальона, командир батальона и т. д.). Система набора, продвижения и обучения не изменилась, чтобы удовлетворить реальную потребность в лидерах. В то же время качественные офицеры увольняются без всякого поощрения их остаться в Вооруженных силах. Один советник даже вспомнил пример, когда офицер стал командиром батальона на второй год после окончания учебы, без боевого опыта. Это преступление, и кто-то должен сесть в тюрьму за это».
Нисколько не сомневаюсь, что хитрый украинский дядька Полторак в генеральских погонах о собственных подчиненных, их знаниях и умениях, знает намного больше и майора Верцнера, и полковника Гранта. От этих тягостных знаний он точно плохо спит ночами, особенно — перед военным парадом в Киеве. Как тут не попросить у президента: «А может ну ее, эту авиационную составляющую праздника? Ведь можем грохнуться прямо на Киев на глазах у всего мира».
Но что такое приличное придумать тоже много знающему о своем войске Петру Алексеевичу, чтобы и этот «клятый» пролет авиации отменить, и лицо перед выборами сохранить?