Протесты против пенсионной реформы этой недели в общем провалились. Но правительству рано радоваться. Объясню логику того, что будет дальше. Протест был слаб по нескольким причинам, которые никак не связаны с действиями власти.
1. Лето, люди на дачах, у рек и у моря.
Новости партнеров
2. Нет доверия всем политическим дельцам (кроме Путина) – и под флаги КПРФ люди идут без энтузиазма.
3. Нет доверия уличным протестам, особенно после Болотной и Майдана.
4. Действие пенсионной реформы растянуто во времени. Негатив, если он будет, наступит не в этом году и не в следующем. А когда-то далеко, когда или ишак, или хан, или еще кто-то и т.п. Нет временнОй концентрации протеста.
5. Бурная реакция на монетизацию льгот пенсионеров в 2005-м последовала не во время принятия закона и не после, а когда у всех пенсионеров в один день после Нового года стали требовать деньги. Тогда монетизация была воспринята обществом как внезапный удар – и пенсионеры вышли на площади. Для правительства это было шоком – как перелом руки, и оно стало резко лечить ситуацию уступками…
Но поскольку, повторяю, негатив в отношении пенсионной реформы растянут, не будет никаких резких выступлений. Однако власть рано радуется. Для нее это будет как онкология, которую вовремя не диагностировали.
В результате бунтов не будет. Будут внутренняя опухоль. Непопулярность для 80% населения этой реформы будет подтачивать политические силы власти. И те, кто повязал себя с этой реформой, окажутся в народной памяти как Чубайс, Гайдар и прочие «враги народа».
Еще рез. Монетизация работала как перелом. Пенсионная реформа работает как онкология. Ибо у них разное отношение со временем. А отсутствие у правительства обратной связи в виде протестов вводит его в ошибочную эйфорию. И когда оно узнает настоящую социальную реальность, возможно, будет уже поздно.
Новости партнеров
Автор — политолог, кандидат политических наук, генеральный директор Института политических исследований, член Общественной палаты РФ, доверенное лицо президента Путина