ГлавноеАналитикаБизнес-проект Дональда Трампа в отношении европейцев

Бизнес-проект Дональда Трампа в отношении европейцев

Опубликовано

«Политики — это бизнесмены, работающие для более крупных бизнесменов»

Перед последним саммитом НАТО 11-12 июля служба GALLUP и исследовательский центр PEW подготовили доклады, из которых следует, что в странах-членах НАТО существуют серьезные сомнения в отношении эффективности Североатлантического альянса.

Наиболее заметно критические настроения проявляются в Греции и Турции. Среди жителей Эллады 57% опрошенных признались в своем «неодобрительном» отношении к альянсу. В Турции таковых оказалось еще больше – 58%. Одобрительно относятся к НАТО всего 23% опрошенных в Турции и 33% – в Греции.

Новости партнеров

В других странах-членах НАТО соотношение симпатий и антипатий не столь удручающее для Брюсселя, но и там значительная часть общества относится к членству своей страны в этом военном блоке весьма прохладно. Не одобряют его деятельность 40% опрошенных в Испании, 34% – во Франции, 27% – в Италии, 25% – в Германии, 22% – в Венгрии и, что особенно любопытно, – 23% в США.

К американской статистике стоит присмотреться внимательнее. Более половины опрошенных в США так или иначе не удовлетворены деятельностью НАТО. Из них 48% считают, что Североатлантический альянс делает «слишком мало» для решения глобальных проблем, а 5% – что он делает в данной области «слишком много» (!). Последнюю категорию, вероятнее всего, составляют закоренелые изоляционисты. Подобный расклад настроений в Америке и даёт Дональду Трампу весомый козырь в диалоге с европейскими партнёрами. Для Трампа международные политические проблемы – способ подороже продать американские товары и услуги, а также снизить затраты своих же налогоплательщиков-избирателей. «Политика – это бизнесмены, работающие для более крупных бизнесменов, и это никогда не изменится» – эти слова известного американского киноактера Вуди Харрельсона удачно характеризуют подход нынешнего президента США к мировым политическим делам.

Для европейских же стран-членов НАТО первичны их собственные политические расчёты (и фобии), ради которых они готовы идти на финансово-экономические жертвы, которых требует, в частности, «санкционная война» против России.

Основным требованием Дональда Трампа к партнёрам США по НАТО остаётся повышение уровня национальных военных расходов до оговоренного на саммите Североатлантического альянса в Уэльсе в 2014 году показателя не менее 2% ВВП. Сейчас данному критерию удовлетворяют всего пять стран-членов НАТО. Самый высокий показатель военных расходов (3,5% от ВВП) в 2018 году демонстрируют США, а на втором месте – переживавшая в последние годы тяжелейший финансово-экономический кризис Греция (2,27%). В диапазоне от 2% до 2,14% от ВВП удерживают свои расходы на оборону Эстония, Великобритания и Латвия. Польша и Литва намерены в текущем году вплотную приблизиться к искомому показателю (1,98% от ВВП и 1,96% соответственно).

В эту категорию не входит Германия, где правительство выделяет на военные нужды около 1% от национального ВВП. По информации Deutsche Welle, Берлин уже дал понять Вашингтону, что максимум, на который тот может рассчитывать, – это оборонные расходы в 1,5% от немецкого ВВП к 2024 году. Это совсем не то, на что рассчитывает сторонник бизнес-подхода к проблемам безопасности Дональд Трамп. 11 июля на саммите в Брюсселе он предложил союзникам по альянсу увеличить оборонные расходы до 4% ВВП. В запасе у Трампа был также козырь прямой угрозы выхода США из НАТО в случае, если расходы европейцев не будут увеличены. По словам Трампа, данный вопрос может быть решён даже без одобрения американского Конгресса.

Хотя лидеры европейских стран и были готовы к давлению американского лидера, противостоять ему они не смогли. «Люди здесь сегодня активизировали свои усилия так, как они никогда раньше не делали. Запомните эти цифры: на 33 млрд долларов они подняли расходы» – так прокомментировал самый важный для себя итог натовского форума президент США. «Сильное давление, оказанное президентом Трампом на своих коллег из стран-членов НАТО с тем, чтобы они больше выделяли на оборону, увенчалось успехом… когда эти страны взяли на себя обязательство потратить 33 млрд долларов в текущем году», – подчеркнула The Washington Times. А пресс-служба Белого дома отчиталась об итогах визита своего шефа в Брюссель ещё более определённо: «Миссия выполнена: президент Трамп добился от членов НАТО согласия больше тратить на оборону».

Европейские СМИ, комментируя итоги саммита НАТО в Брюсселе, фактически признали поражение европейцев в противостоянии Дональду Трампу. «Очевидно, что американский президент хотел воспользоваться саммитом, чтобы выставить счет своим европейским партнерам после серьезных расхождений на последней встрече G7 в Канаде и торговой войны, развязанной им с Европой… Главный вопрос саммита – финансовый. В 2014 году страны НАТО приняли в Кардиффе обязательство к 2024 году выделять на оборону 2% ВВП. Но это вряд ли произойдет… Расхождения остаются», – писала, в частности, испанская La Vanguardia.

Новости партнеров

В Америке тоже признают наличие серьёзных разногласий по обе стороны Атлантики, хотя по-разному оценивают степень вины каждой из сторон. Так, оппонирующую республиканской администрации The Washington Post тревожит то, что «неоднократные намеки президента Трампа насчет того, что НАТО «устарела», а ее члены халатно относятся к американской щедрости, рискуют ослабить общественную поддержку Североатлантического альянса, который бросился на помощь Америке после 11 сентября».

При этом бизнес-проект Дональда Трампа в отношении европейцев не исчерпывается манипуляциями с военными расходами. Главное для 45-го президента США – не экономия, а прибыль. И эта прибыль, по его мнению, может быть извлечена из европейского газового рынка.

Одной из тем, обсуждавшихся в Хельсинки на российско-американском саммите, был проект газопровода «Северный поток — 2». Выступление на итоговой пресс-конференции президента США Дональда Трампа подтвердило, что Вашингтон рассматривает данный проект как конкурирующий с поставками в Европу американского СПГ.

С одной стороны, американцы делают вид, что они хотят перевести споры о газопроводе в чисто финансово-экономическую плоскость (так сказать, без политики). С другой стороны, США демонстрируют готовность отстаивать свои торгово-экономические интересы, не разбирая средств. Трамп дал понять европейцам, что рассматривает ЕС как «площадку» для извлечения Америкой прибыли. Что же касается России, то ей следует быть готовой к ужесточению конкуренции по проекту «Северный поток — 2» не с Еврокомиссией, Польшей или скандинавскими странами, а именно с Соединёнными Штатами.

Ещё до встречи в Хельсинки было понятно, что Трамп намерен тесно увязать проблему сооружения трубопровода «Северный поток — 2» из России в Германию с другими вопросами. На саммите НАТО в Брюсселе Трамп привёл пример Германии, которая «платит миллиарды долларов» России, поддерживая проект «Северный поток — 2». А за безопасность немцев, по словам Трампа, платит Вашингтон. Назвав Германию «заложницей» России в энергетической сфере, глава Белого дома натолкнулся, однако, на оппозицию Ангелы Меркель, заявившей, что Берлин свободен в своей политике и самостоятельно принимает решения.

В ходе встречи президентов России и США в Хельсинки Путин подтвердил позицию российской стороны в пользу переговорного решения всех вопросов на равноправной основе: «Господин президент высказывал озабоченности в связи с возможным исчезновением транзита через Украину. Я заверил господина президента в том, что Россия готова сохранить этот транзит. Более того, мы готовы продлить транзитный контракт, который истекает в следующем году, в случае урегулирования спора между хозяйствующими субъектами в Стокгольмском арбитражном суде».

Д. Трамп со своей стороны переводил разговор в плоскость конкуренции. «США уже сейчас являются самым крупным государством в мире нефти и газа. Мы продаем сжиженный газ, мы должны конкурировать с трубопроводом, и мы будем конкурировать успешно, хотя у них есть некоторое преимущество. Я обсудил этот вопрос с Ангелой Меркель в довольно жёстких тонах. Но я также знаю, в чем суть дела. У них есть близкий источник, и мы об этом будем говорить. У нас есть много источников. США совершенно другая страна теперь по сравнению с тем, какой она была несколько лет тому назад. Мы сможем добывать то, что мы добываем. Считаю, что мы будем очень сильными конкурентами», – заявил американский президент. Позднее в интервью американской телекомпании Fox News он признал, что «Северный поток — 2» – это выбор Германии. Дескать, Ангела Меркель «платит России миллиарды долларов, это ее выбор, но поступать так, будучи в НАТО, довольно неудобно».

Реакцией на обсуждение проблематики проекта «Северный поток — 2» на саммите в Хельсинки стали действия оппонентов Москвы (и противников Трампа) в Конгрессе США, куда внесён законопроект о введении американских санкций против проекта сооружения газопровода из России в Германию.

Новости партнеров

По мнению автора документа, сенатора-республиканца от штата Вайоминг Джон Баррассо, санкции против газопровода позволят странам НАТО избежать политических манипуляций и принуждения со стороны России. «Такие страны, как Германия должны сокращать объем природного газа, который они закупают у России, а не повышать его», – категорически заявил Баррассо. Напомнив, что до 40% газа, потребляемого Европой, поставляется из России, сенатор подытожил: «Это означает, что большие деньги идут от наших союзников по НАТО прямо в карманы Кремля». Министр энергетики России Александр Новак со своей стороны уже охарактеризовал законопроект Барассо как «достаточно абсурдный проект, который нивелирует все рыночные правила». Однако американцев это, похоже,  ничуть не волнует.

Внесение данного законопроекта в американский Конгресс так или иначе ещё больше обострит отношения между Вашингтоном и Берлином. В июне американская и германская делегации провели негласные переговоры, в ходе которых обсуждалась вероятность распространения антироссийских санкций на компании, участвующие в сооружении газопровода «Северный поток — 2»; тогда немецкая сторона получила от своих собеседников обещание пока что «исключить из санкций» проекты, связанные с трубопроводами.

Позиция Ангелы Меркель по проекту «Северный поток — 2» состоит в том, что, поддерживая сооружение выгодного для её страны и всего Евросоюза газопровода, она настаивает на сохранении и после 2019 года газового транзита через Украину, на что, в принципе, Россия готова. Вместе с тем Украина последние 30 лет постепенно теряла свою роль в транзите сибирского газа в Западную Европу, и немцы это учитывают. Der Tagesspiegel пишет: «После распада СССР около 90% экспорта сырья из России шло через соседнюю страну. После постройки трубопровода «Ямал – Европа» через Белоруссию и Польшу в 1999 году доля транзита Украины составляла 75%, а с вводом в эксплуатацию «Северного потока» (2011 год) – 50%. С введением в строй «Северного потока — 2» и трубопровода через Турцию на долю украинского транзита придется всего десять процентов. Но это означает, что условие правительства ФРГ будет все же формально выполнено – транзит [через Украину] все еще будет существовать».

Дебаты по газовому вопросу пока не носят окончательного характера, но уже сегодня видно, что администрация США будет продолжать политически давить и на Европу, и на Россию, а интересы Берлина и Вашингтона в вопросе о поставках газа в ЕС будут расходиться всё больше.

fondsk.ru





Искушение Трампом, или Почему США никогда не отпустят Украину

В народе говорят: шило в мешке не утаишь. Сколько бы не заявляли руководители РФ, что выборы президента США их не интересуют и сколько бы...

Алексей Живов. Последнее русское предупреждение

Испытание «Орешника». Итоги Россию продолжают постепенно поднимать по лестнице неядерной эскалации в строгом соответствие с давно разработанными в США «адресными» стратегиями против России. Смотрите, что получается:...

Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

До вступления избранного президента США Дональда Трампа в должность остается два месяца – и всё это время эксперты будут гадать, куда республиканец развернет американский...

Читайте также

Ростислав Ищенко. Проблема добивания

В мире есть всего два государства, которые невозможно добить военным путём даже в случае...

Алексей Живов. Про цели и задачи СВО в контексте ракетного шантажа

Вижу, насколько тяжело воспринимается информация, что Россия стала объектом для внутриполитических расторговок в США. Многие...

Минобороны: ВСУ атаковали Брянскую область ракетами ATACMS

Вооруженные силы Украины минувшей ночью выпустили шесть ракет ATACMS по Брянской области, сообщило Минобороны. По...