Российская пенсионная система во многом берет пример с немецкой. Портал «Правмир» разобрался, чем похожи и чем отличаются пенсионные системы двух стран, как шла реформа в Германии и что показывает «индекс БигМака».
Пенсионный возраст
Новости партнеров
Что общего
Обе страны приступили к повышению пенсионного возраста. В Германии реформа началась в 2012 году, до этого времени возраст выхода на пенсию составлял 60 лет для женщин и 63-65 лет для мужчин. По окончании пенсионной реформы в 2031 году возраст выхода на пенсию станет равным для обоих полов: 67 лет. В России повышение пенсионного возраста начнется в 2019 году, и одним из его результатов тоже станет выравнивание пенсионного возраста мужчин и женщин с нынешних пяти (60 и 55 лет соответственно) до двух лет (65 и 63 года) к 2034 году.
В чем отличия
В Германии пенсионный возраст был и останется выше, чем в России. Однако больше и «немецкая» продолжительность жизни: 78,1 года у мужчин и 83,6 года у женщин против 66,5 года и 77,1 года в России. В 2016 году в Германии началось обсуждение дальнейшего повышения пенсионного возраста. Например, предполагается окончательно привязать его к продолжительности жизни.
При этом немецкая пенсионная реформа намного мягче отечественной: повышение возраста происходит более плавно – по одному месяцу в год с 2012 по 2024 год и по два месяца – до завершения перехода. Кроме того, в Германии ниже минимальный стаж, необходимый для получения пенсии по старости – всего пять лет. В России этот срок постепенно увеличивается – с шести лет в 2015 году до 15 лет в 2025 году, когда завершится эта часть пенсионной реформы.
Пенсионные накопления
Новости партнеров
Что общего
В обеих странах пенсии гарантируются государством и формируются за счет взносов в государственный пенсионный фонд. Объясняется это просто – Германия, которая в 1889 году первой среди стран мира ввела государственные выплаты по старости (тогда правительство Отто фон Бисмарка установило пенсионный возраст в 70 лет) – стала примером для большинства последующих государственных пенсионных систем. Хотя власти Германской империи хотели таким образом перехватить инициативу у рабочего движения (параллельно в немецком обществе развивались добровольные социальные гарантии, что беспокоило консервативных промышленников), на их начинания впоследствии ориентировались в том числе в Советском Союзе, пенсионную систему которого унаследовала Российская Федерация.
В чем отличия
В Германии в отличие от России нет государственной накопительной пенсии. Размер пенсии зависит от размера заработной платы и стажа работы, однако самостоятельно откладывать часть заработка для финансирования будущей старости граждане Германии могут добровольно – вдобавок к обязательным социальным отчислениям. Как правило, такой способ выбирают люди с доходом выше среднего – более 3 тыс. евро в месяц.
Страховые пенсионные отчисления в Германии в 2018 году составляют 18,6% от заработной платы до вычета налогов и других выплат, работник и работодатель вносят эту сумму поровну – по 9,3%. Общая сумма социальных отчислений (помимо пенсионных это медицинское страхование, страхование по безработице и на случай необходимости в уходе) составляет чуть менее 40% (в 2017 году – 39,73%).
В России «пенсионная» часть социальных взносов выше – 22% (причем 6% могут пойти на формирование накопительной пенсии – по окончании действия правительственного моратория в 2020 году), но общая социальная нагрузка на работодателей меньше – 30%. Больше в Германии и общие выплаты государству с доходов частных лиц – более половины. В России в общем случае они составляют немногим более 40%.
Пенсионные баллы
Новости партнеров
Что общего
Пенсионные баллы – это коэффициенты, с помощью которых учитывается вклад будущего пенсионера в пенсионный фонд государства. В России они появились в 2015 году (до этого учитывались прямые накопления в Пенсионном фонде), в Германии действуют с 1992 года, так что и здесь российские власти брали пример с немецких коллег. Кстати, в обеих странах среди причин появления пенсионных баллов была необходимость унификации и интеграции «советских» пенсионеров – из ГДР и СССР.
Пенсионные баллы, накопленные за всю жизнь, – важный множитель в формуле расчета будущей пенсии – чем их больше, тем более крупную выплату будет получать ежемесячно пожилой человек.
В чем отличия
Немецкая система более предсказуема и подчиняется строгим правилам. В первую очередь, это касается «цены» пенсионных баллов – то есть конкретного размера заработанной за жизнь пенсии.
Количество заработанных за год пенсионных баллов в Германии зависит от отношения зарплаты работника к средней по стране. В общем случае один пенсионный балл равен среднестатистической зарплате за год (в 2018 году это 3045 евро в месяц для Западной Германии и 2695 евро для Восточной). При этом есть ограничения по количеству заработанных за год баллов – в 2018 году максимальная зарплата, которая учитывается при их начислении, составляла 6500 евро на Западе и 5800 евро на Востоке Германии.
В России действует очень похожая схема, учитывающая отчисления в Пенсионный фонд и максимально возможный объем выплат (по сути – это то же ограничение по максимальной зарплате). Отличия касаются определения «цены» балла при выходе на пенсию.
Немецкая формула учитывает общее количество выплат в пенсионный фонд за предыдущий год, размеры зарплат, демографическую ситуацию в стране. В целом она регулируется формулой, зафиксированной в Социальном кодексе Германии, и не может поменяться без корректировки этого закона.
В России правительство может установить цену балла по своему усмотрению. Непредсказуемость этого показателя – одна из главных претензий к пенсионной формуле России. Обычно власти индексируют цену балла на величину годовой инфляции, но в зависимости от экономической конъюнктуры это правило может не соблюдаться.
Размер пенсии
Что общего
И в России, и в Германии власти гарантируют, что по достижении определенного возраста человек будет получать средства к существованию, даже если он не выполнил всех остальных «пенсионных» условий. Помощь неимущим – основа социального государства. Различия кроются в объеме благ, которые государство может выделить получателям социальной помощи.
В чем отличия
Социальное пособие по старости, на которое может претендовать человек, не выполнивший условий «трудовой» или страховой пенсии, в Германии составляет 380 евро (около 27,9 тыс. рублей). Однако пенсионер, получающий месячный доход ниже 789 евро (57,9 тыс. рублей), имеет право претендовать на дополнительную социальную помощь от государства – от 324 до 404 евро (от 23,8 тыс. до 29,7 тыс. рублей) и некоторые коммунальные льготы.
В России аналогом этих показателей выступают минимальная пенсия по старости – 4 982,9 рубля – и прожиточный минимум пенсионера – стоимость минимально необходимого ему набора благ. Федерация и регионы компенсируют старикам разницу между их месячным материальным обеспечением и этой суммой. В зависимости от региона она меняется от 7 489 рублей в Тамбовской области до 19 тыс. рублей на Чукотке. В среднем по России прожиточный минимум пенсионера составляет 8 726 рублей – в 6,6 раза меньше, чем в Германии в абсолютных цифрах.
Размер средних пенсий в Германии и России тоже отличается в разы. В Германии она составляет 782 евро (57,5 тыс. рублей), в России – 13 323,1 рубля. Медианные пенсии – то есть такие, чтобы половина получающих их имели больше, а половина – меньше этой суммы, как правило, в полтора раза ниже средних значений.
Немецкие мужчины (особенно жители «западных» земель) получают намного более высокие пенсии, чем женщины (в среднем 1013 евро и 591 евро соответственно), однако это связано с тем, что в XX веке женщины чаще отказывались от карьеры в пользу ведения домашнего хозяйства и имели меньше возможностей накопить пенсионные баллы. Немецкое правительство нивелирует эту разницу с помощью «вдовьих пенсий» – выплат за умершего супруга – в отличие от российского, рассматривающего каждого пенсионера отдельно.
Хотя стоимость набора основных продуктов питания и одежды в Германии и России сопоставима (в России цены ниже на 10-20%, но не в разы), коммунальные услуги и транспорт в Германии очень дороги. Впрочем, коэффициент замещения утраченного заработка (то есть отношение пенсии к зарплате) в Германии составляет 70%, тогда как в России часто не дотягивает даже до международного стандарта в 40%.
В индексе пенсионного благополучия стран мира, составленном компанией Natixis Global Asset Management, в 2017 году Россия заняла 40-е место: 35-е место по материальному благополучию, 36-е – по качеству жизни, 42-е – по уровню здравоохранения и лишь 43-е – по финансовой обеспеченности пожилых людей. Германия, занявшая общее 7-е место, вошла в десятку по всем этим показателям, кроме, собственно, финансового обеспечения (21-е место).
Если же воспользоваться знаменитым «индексом БигМака» (сравнительным показателем паритета покупательной способности по количеству гамбургеров, которые можно купить на средний доход, предложенным журналом Economist), то в 2018 году положение немецких пенсионеров было в два с лишним раза лучше российских: на среднюю пенсию в Германии можно приобрести 212 условных бигмаков, а в России – лишь 102.