Грозный «бойовий літак» никогда не взлетит
В который уже раз на Украине принялись обсуждать перспективы создания собственного боевого самолета. Случилось это после того, как в местных СМИ появились сообщения о разработанных в Киеве трех этапах возрождения истребительной, бомбардировочной и штурмовой авиации Воздушных сил ВСУ (Повітряні Сили Збройних Сил України). Исходные данные здесь таковы. На начало 2018 года в семи бригадах тактической авиации Украины, по открытым данным, в строю числились в общей сложности 45 истребителей МиГ-29 (включая и учебно-боевые варианты), 35 истребителей Су-27, до 25 фронтовых бомбардировщиков Су-24 и разведчиков Су-24МР и около 25 штурмовиков Су -25/25УБ. Этого, конечно, может хватить для того, чтобы с воздуха устроить настоящий погром Донбасса. Но до смешного мало для открытого вооруженного столкновения с Россией. А именно к последнему варианту Киев, ничуть не скрываясь, усиленно готовится все последние годы. Что же ему делать?
В Министерстве обороны Украины, судя по сведениям киевского издания «Деловая столица», подготовленная целая программа экстренного повышения боевых возможностей Повітряних Сил. Состоит она из трех этапов. Первый как раз сейчас и реализуется.
Новости партнеров
Заключается он в том, что, как изящно выразился обозреватель издания, «от забора» поднимается авиационная техника, в разное время выведенная в резерв и десятилетиями ржавевшая в консервации. Ремонтные заводы, как умеют, возвращают ее в летное состояние. И даже малость модернизируют. Именно таким образом в последние недели 299-я отдельная бригада тактической авиации (аэродром Кульбакино, Николаев) пополнилась двумя реанимированными штурмовиками Су-25М1К, переданными с запорожского «МиГремонт». А 7-я бригада ТА (Староконстантинов) — самолетом-разведчиком Су-24МР, возвращенным к жизни на Николаевском авиаремонтном заводе «НАРП».
Параллельно готовится второй этап программы: глубокая модернизации парка оставшихся дальних истребителей Су-27 и фронтовых истребителей МиГ-29. Главная идея этого процесса — научить созданные исключительно для воздушного боя боевые машины еще и эффективно штурмовать цели на земле.
С этим пока у Повітряних Сил совсем плохо. Для работы «по земле» в их арсенале остались только старые советские ракеты Х-29 класса «воздух-поверхность» малого радиуса действия. Созданные еще в 70-х годах прошлого века, они предназначены для уничтожения железобетонных сооружений, мостов, бетонных взлётно-посадочных полос и кораблей водоизмещением до 10 000 тонн. Но главная беда в том, что для точной стрельбы по ним требуется визуальный контакт летчика с целью. Для этого неизбежно придется заходить в зону ближней ПВО противника — то есть, попадать в прицел даже таких древних комплексов, как «Стрела-10» и «Оса», имеющихся на вооружении Народной милиции ЛНР и ДНР. Максимальная дальность стрельбы Х-29 не превышает 10 километров. Именно поэтому и в России, и в Китае, и в Индии такое оружие уже давно отправлено в утиль и заменено более совершенным.
Беда Украины в том, что ее промышленность никогда не имела полного цикла производства авиационных ракет. Участвовала в создании отдельных систем и узлов — это да. А целиком не изготавливала. Теперь, как рассказывают, пытается. В основном, силами киевского КБ «Луч». Там давно анонсировали создание современных высокоточных корректируемых авиабомб. Но о реальных успехах на этом пути пока не слышно. Про новую противокорабельную ракету «Нептун» авиационного базирования тоже пока в украинской прессе много шума из ничего.
Однако по обнародованной программе возрождения боевой авиации стране скоро (к 2025 году) надлежит эту дорогостоящую волынку завершать и переходить к третьему этапу — перевооружению Повітряних Сил на многоцелевые самолеты третьего поколения. И тут предусмотрена принципиальная развилка. Как говорится, налево пойдешь — придется закупать у Соединенных Штатов активно снимаемые там с вооружения и энергично впариваемые странам третьего мира F-16. Это так называемый «польский путь» Большого ума он не требует, нужны только деньги. Причем — для Украины просто неподъемные.
Судите сами. По открытым сведениям, стоимость каждого старого «Атакующего сокола» (а именно так американцы называют своего давно летающего ветерана) составляет от 34 до 50 миллионов долларов. Плюс — наземное оборудование и запчасти. Плюс — обучение летчиков и наземного персонала. Вот Объединенные Арабские Эмираты в 2013 году приобрели 25 таких истребителей. Раскошелиться щедрым арабам пришлось на 5 миллиардов долларов.
Не страшат вас такие деньжищи, громадяне? А если покупать менее трех эскадрилий F-16 (хотя и три эскадрильи просто капля в море для серьезной войны) — тогда это лишь для воздушных парадов и чтобы тешить политическое самолюбие Киева.
Таким образом, «пойдешь налево» — это для украинской боевой авиации вряд ли подойдет. Остается — «пойдешь направо». А там вариант единственный. Создавать современный многоцелевой истребитель четвертого поколения собственными силами. Как раз об этом военные и политики этой страны увлеченно рассуждают десятилетиями. Особенно перед очередными выборами. Только до сих пор ни к чему так и не пришли. Даже на словах.
Новости партнеров
Вроде, ясно: Украина одна из немногих стран в мире, имеющих собственное развитое самолетостроение. Есть у нее знаменитая на весь мир фирма «Антонов». В советскую бытность у «Антонова» все отлично получалось в этой области. Однако лишь в деле производства военно-транспортной авиации. Истребители, штурмовик и бомбардировщики в Киеве не делали никогда. И даже не пытались. Хватало тех КБ и заводов, что расположены в России.
Но, казалось бы, если замечательно выходило с военно-транспортными, почему не попробовать с боевыми? Вот в 1999 году загибавшиеся без оборонных заказов «антоновцы» от отчаяния и решились на смелый эксперимент. Предложили инициативную разработку учебно-боевого самолета Ан-УБЛ. Расходы только на НИОКРы оценивались в 400−500 миллионов долларов США. Это, бесспорно, могло напугать кого угодно в Киеве, но кто сказал, что возрождение Повітряних Сил — дешевое удовольствие?
Недоброжелатели, однако, тут же некрасиво обозвали будущего стража украинского неба «ублюдком». И, по большому счету, оказались правы. Дальше рекламных проспектов дело у знаменитой фирмы не пошло. У их государства ни тогда, ни сегодня ни на что путевое нет и не было денег. А на рубеже веков оно к тому же увлеченно гнало на экспорт оставшиеся от СССР Су и МиГи, рассовывая деньги по карманам чиновникам. А тут какой-то Ан-УБЛ! Кому он нужен? В корзину!
Однако в прихожих киевского Минобороны и без «Антонова» уже толклись ходоки и от других организаций, мечтавших хоть бочком окунуться под скудный денежный дождь оборонного заказа Украины. В селе Петропавловская Борщаковка Киевской области кто-то очень ушлый в 1994 году сумел основать «Опытно-конструкторское бюро авиации общего назначения». Там принялись было за проектирование модных дельтапланов и мотодельтапланов. А когда прослышали, что державе остро нужны истребители, не моргнув глазом, предложили склепать и истребитель. Причем — именно многофункциональный. Причем — с перспективой создания на его базе учебно-боевого самолета, ударного дрона и легкого штурмовика. Будущее чудо украинской авиаинженерной мысли назвали скромненько — Д-14. Но, очевидно, знаменитая здешняя коррупция еще не настолько раззадорилась, чтобы воспринять бесстрашных конструкторов из Борщаковки всерьез. А может, у тех не хватило грошей на достойную взятку. И Д-14 отправился в небытие вслед за «ублюдком».
Потом встрепенулась Одесса. С 2009 года там мечтало о небе некое КБ «ЮМИК АЭРОСПЕЙС». Конструировало беспилотники, самолеты бизнес-класса, а также специальное оборудования для ветрогенераторов. Ну, а где ветрогенераторы, там, конечно, буквально рукой подать и до современной боевой авиации.
Без тени сомнения одесситы взялись за создание чисто украинского легкого учебно-боевого штурмовика. Очевидно, с намеком на будущий успех у зарубежных покупателей обозначили его латинскими буквами — SM-33. Сулили, что грозный двухместный SM-33 будет способен взлетать с грунтовых аэродромов с травяным покрытием, благодаря «высоким летным характеристикам, дублированию систем управления, надежности конструкции», даст возможность проводить как подготовку летного состава, так и эффективно решать боевые задачи штурмовой авиации.
Увы, и одесситам украинские генералы не поверили, грошей не дали. Мечта осталась на бумаге. Видимо, обидевшись на Киев, в 2014 году творцы ветрогенераторов тайно переехали в отплывший к России Севастополь. Оборудование с прежнего места работы перевезли окольными путями, через Белоруссию. Тем дело с учебно-боевым штурмовиком и завершилось.
Раз так нескладно выходит с собственно украинским боевым самолетом, может быть, стоит привлечь зарубежных партнеров? В 2005 году Петр Порошенко, занимавший в ту пору сравнительно скромный пост главы Совета национальной безопасности и обороны Украины, это и предложил. Выступая на Львовском авиаремонтном заводе, он пообещал местному персоналу в ближайшей перспективе организовать у них в цехах лицензионное производство шведского штурмовика четвертого поколения Jas-39 Gripen, сравнительно недавно, в 1997 году поступившего на вооружение ВВС своей страны.
Новости партнеров
Если бы вышло — Повітряні Сили получили бы действительно могучее подкрепление. Потому что это на самом деле настоящая многофункциональная машина. Аббревиатура JAS так и расшифровывается: Jakt — истребитель, Attack — штурмовик, Spaning — разведчик. Но получиться у Киева и это никак не могло — Jas-39 Gripen стоит дорого, как все по-настоящему хорошее. Вон, Бразилия реализовала вариант, который снился Порошенко. В 2014 году она закупила у Стокгольма 36 «Грипенов» с обязательством фирмы Saab реинвестировать 100% стоимости сделки в бразильскую экономику и организаций сборки самолетов в Бразилии. Обошлось это латиноамериканцам в 5,4 миллиарда долларов. Почти по полторы сотни миллионов «зеленых» за каждую машину! Поэтому то, что сумели богатеющие бразильцы улыбнулось нищающим украинцам.
И все-таки ведь имеет же что-то Киев в виду, когда снова и снова заводит речь о программе создания собственного боевого самолета? Пусть даже и в кооперации с продвинутыми иностранцами?
Нет-нет, некое шевеление в этой области ни на миг не прекращается. В 2017 году украинские СМИ сообщили, что киевские авиаконструкторы уже разработали эскизы предварительного проекта истребителя «Легкий боевой самолет» (ЛБС). Экспертам новостной и аналитической группы по вопросам обороны Quwa удалось даже выяснить некоторые детали. Как утверждают в Quwa, задуманный Киевом истребитель будет похож на российский МиГ-29. Собирать намереваются как из украинских, так и из импортных комплектующих.
ЛБС, планируется, оснастят запорожскими двигателями АИ-322Ф и украинской электроникой. А бортовую РЛС конструкторы собираются попросить у Израиля. Ведь, как считают зарубежные эксперты, израильская РЛС Elta 2052 с активной фазированной антенной решеткой хорошо подходит как раз для планера размером с МиГ-29.
Насколько проект реален? Препятствий на пути создания украинского ЛБС множество. Главное из них, бесспорно, деньги. Любой современный боевой самолет — это просто прорва для любого Минфина. Тот многофункциональный истребитель, о котором грезит Киев, — в особенности. Потому что использование иностранных комплектующих неизбежно погонит конечную стоимость продукта круто вверх. Даром никто с Украиной сотрудничать и передавать передовые технологии не будет.
А не будет достаточного финансирования — нечего и рассуждать о прочих проблемах реализации смелой идеи. Так считает, например, американское издание The National Interest. В 2017 году оно весьма скептически оценило перспективы реализации замысла украинского ЛБС. В частности, по поводу уже созданного в Киеве эскизного проекта истребителя опрошенный National Interest вице-президент консалтинговой фирмы по авиакосмическим вопросам Ричард Абулафия заявил: «Это что-то вроде игривого рисунка от руки, какие любит рисовать мой сын». И далее: «Время покажет, какой истребитель получится у Украины — если его вообще построят».
Рожденный ползать — летать не может?