Лидеры КНДР и США завершили первую в истории встречу в Сингапуре, с которой Ким Чен Ын может поздравить себя в значительно большей степени, чем Дональд Трамп
Президент США Дональд Трамп и глава КНДР Ким Чен Ын провели в Сингапуре куда более образцовый саммит, чем «семёрка» в Квебеке. Последний завершился грандиозным скандалом, сингапурский породил у всего мира большие надежды. Удастся ли их реализовать — полностью, частично или вообще никак — это вопрос не сегодняшнего дня, и он будет зависеть от многих факторов.
Новости партнеров
Поблагодарившие друг друга за встречу Трамп и Ким подписали итоговый документ, который называют «всеобъемлющим». Было видно, что лидеры обеих стран довольны друг другом и что первый в истории американо-северокорейский саммит они считают успехом. Ким объявил о начале «нового старта» и больших переменах.
Лидер Северной Кореи на церемонии подписания итогового документа в отеле «Капелла» пообещал: «Мир увидит великие изменения». Президент США заявил, что «установил особенную связь» с северокорейским лидером и подписал с ним «очень важный документ». Он выразил уверенность, что отношения между обеими странами будут «потрясающими».
Что подписали Трамп и Ким
Трамп уже помахал перед носом журналистов подписанным документом, и тем удалось его сфотографировать. В нём, в частности, отмечается, что хозяин Белого дома «берёт на себя обязательство предоставить КНДР гарантии безопасности, председатель Ким Чен Ын подтвердил свою твёрдую и непоколебимую приверженность завершению денуклеаризации Корейского полуострова». В документе содержатся, в частности, обязательства сторон прилагать усилия для создания «прочного и стабильного мира на Корейском полуострове» и «во всём мире», установить двусторонние отношения в новом формате «в соответствии с желанием мира и процветания народов двух стран», вернуть останки военнопленных — участников Корейской войны 1950-1953 годов. В итоговом коммюнике также зафиксировано, что в самом скором времени главы МИД обеих стран продолжат переговоры, «чтобы обеспечить реализацию итогов саммита США — КНДР».
Стороны признали, констатируется в документе, что «первый в истории саммит США — КНДР был эпохальным событием», свидетельствующим о «преодолении напряжённости и враждебности, имевших место между странами в течение десятилетий». Причём их лидеры «обязуются выполнить положения совместного заявления в полном объёме и без промедлений».
Успех был нужен обоим, но особенно Киму
В успехе этой конкретной встречи можно было не сомневаться: по духу, привычкам, стилю поведения и даже взглядам Ким значительно ближе Трампу, чем, например, канадский премьер Джастин Трюдо, которого хозяин Белого дома публично назвал «бесчестным слабаком». О Киме после подписания совместного документа Трамп выразился совершенно иначе, назвав северокорейского лидера «очень талантливым» человеком, «очень достойным, очень умным переговорщиком», который обладает не только умом, но и «отличным характером», что представляет «великолепное сочетание». Трамп завершил этот панегирик, сказав, что Ким «очень сильно любит свою страну», что они прекрасно поладили, «много узнав друг о друге и о наших странах», и что вообще это был «замечательный день».
Новости партнеров
Несомненно, что они на самом деле уважают друг друга. Слова Трампа о том, что «мы оба очень рады чести подписать этот документ», наглядно свидетельствуют, что крайности действительно сходятся.
Трамп выразил уверенность, что «отношения США и КНДР будут совершенно отличаться от того, что было до сих пор». Президент США указал, не назвав конкретные сроки, что процесс денуклеаризации КНДР начнётся «очень, очень быстро», и пригласил Кима посетить Вашингтон, а тот в свою очередь предложил Трампу приехать в Пхеньян. Находясь в Сингапуре, Трамп пообещал, что если всё пойдёт по плану, то он не только будет принимать Кима в Белом доме, но и пригласит его в своё флоридское поместье Mar-a-Lago.
Подписанию документа предшествовала беседа около часа один на один через переводчиков лидеров двух стран, после чего к Трампу и Киму присоединились советники и высокопоставленные участники обеих делегаций. Со стороны США — госсекретарь Майк Помпео, советник по национальной безопасности Джон Болтон, глава аппарата Белого дома Джон Келли. Со стороны КНДР — заместитель главы Трудовой партии Кореи (ТПК) Ким Ён Чхоль, министр иностранных дел КНДР Ли Ён Хо, зампредседателя ЦК ТПК Ли Су Ён. По завершении саммита в расширенном составе Трамп и Ким вышли с улыбками на лицах, ещё раз пожали друг другу руки. Они выглядели, как и до начала переговоров, довольными и расслабленными.
Как США и КНДР шли к этой встрече
Таким образом, можно подвести итог первого северокорейско-американского дипломатического марафона. 10 мая Трамп объявил, что встретится с Кимом 12 июня в Сингапуре. 12 мая КНДР демонтировала свой ядерный полигон, который в любом случае уже нельзя было использовать. 16 мая Пхеньян заявил, что может отменить саммит из-за за угроз Болтона, что Северную Корею ожидает судьба Ливии, если она не капитулирует перед Вашингтоном. 18 мая Трамп дезавуировал заявление Болтона, заявив, что Вашингтон не настаивает на том, чтобы КНДР заранее отказалась от своего ядерного оружия. 22 мая теперь уже сам Трамп выступил с угрозами, что саммита не будет, если КНДР не выполнит определённые условия США, и 24 мая отменил саммит. Этот трюк, похоже, преследовал цель создать впечатление, что Пхеньян на какие-то предварительные условия всё же согласился, поэтому 1 июня — после серии переговоров высокопоставленных представителей двух стран — Трамп объявил, что встреча всё-таки будет, как и планировалось, 12 июня.
Кто больше выиграл?
То, что встреча в Сингапуре состоялась, это заслуга прежде всего Пхеньяна, а не Вашингтона, и её результаты выгодны северным корейцам куда в большей степени, чем американцам. Благодаря успешному обзаведению ракетно-ядерным оружием КНДР удалось заставить США говорить с собой на равных. Это во-первых. А во-вторых, вынудить провести саммит без предварительных условий, которые попытались выдвигать в Вашингтоне — вроде частичного ядерного разоружения в преддверии сингапурской встречи. В-третьих, не все в США похвалят Трампа за этот саммит, ему дорого обойдутся на родине и слова восхищения Кимом, особенно непереносимые для всевозможных «правозащитников».
Что же касается КНДР, то своим показным миролюбием и, по-видимому, искренним желанием изменить свою страну, превратив её из заповедника утрированного сталинизма в динамично развивающуюся экономику, заинтересованную в мире и дружбе со своими соседями и открытую для всего мира, она уничтожала моральную основу для душивших её жёстких экономических санкций. Даже если в дальнейшем из сближения с США ничего не выйдет, что вполне возможно, у Вашингтона более не будет убедительного повода и предлогов требовать от других стран и ООН вводить против Пхеньяна новые санкции и поддерживать уже введённые. Поэтому Ким переиграл Трампа в любом случае. Даже если ему удастся выполнить только программу минимум.
Новости партнеров
Перед глазами Кима пример Китая, которому удалось удачно превратить партийный аппарат в эффективный чиновничий корпус, сохранить за идеологией роль идеологии, сделав ставку на госкапитализм, что за несколько десятилетий превратило Китай из нищей страны в ведущую экономику мира. То же самое, только, естественно, в меньших масштабах, вполне может проделать и Северная Корея, так как корейцы не менее трудолюбивы и упорны, чем китайцы. Пример Южной Кореи, одной из самых развитых и богатых ныне стран мира, об этом наглядно свидетельствует. Для учившегося в Швейцарии Кима это может быть естественный выбор, который поддержит, безусловно, и народ Северной Кореи. Что же касается её коммунистической номенклатуры, то Ким уже показал, что умеет проявлять жёсткость и карать несогласных. Главная задача сейчас — убрать внешние ограничения для северокорейского роста, привлечь инвестиции, замириться с Южной Кореей. Этим, похоже, и собирается заняться Ким в качестве программы максимум.
Международная реакция
Первая международная реакция на итоги сингапурского саммита — это как раз то, чего так хотел Пхеньян. Как заявил сегодня официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан, «Ким Чен Ын и Трамп способны поддерживать друг с другом диалог на равноправных условиях, сам этот факт имеет важное позитивное значение и означает начало нового исторического этапа». Представитель Китая добавил, что Пекин продолжит играть конструктивную роль в продвижении мирного диалога по урегулированию ситуации на Корейском полуострове.
Генеральный секретарь кабинета министров Японии Ёсихидэ Суга заявил: «Мы надеемся, что Северная Корея по итогам состоявшейся встречи как обладающий ответственностью член международного сообщества изменит свою политику».
Вместе с тем в Токио не ждут, что денуклеаризация — это уже дело ближайшего будущего. Как заявил на этой неделе глава японского МИД Таро Коно, «чтобы полностью ликвидировать ядерные объекты, может понадобиться несколько десятилетий».
Специальный советник президента Южной Кореи по объединению, международным отношениям и национальной безопасности Мун Чжон Ин полагает, что вопрос о северокорейском ядерном оружии, радиоактивных материалах и межконтинентальных баллистических ракетах «может быть решён за два с половиной года», однако «вместе с ликвидацией соответствующих объектов весь процесс может быть закончен за 10 лет».
Делаем выводы
Иными словами, у Северной Кореи будет достаточно времени убедиться, серьёзно настроены США или нет, выполняют ли американцы свои обещания экономического характера. И если вывод будет сделан отрицательный, Пхеньян затормозит своё ядерное разоружение.
Поэтому, как справедливо заметил председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий, говорить о немедленной разрядке на Корейском полуострове по итогам саммита в Сингапуре преждевременно, однако «сегодня совершенно точно наступило утро надежды, надежды, прежде всего, на достижение прогресса в вопросах мирного разрешения ситуации вокруг Северной Кореи». Всё это означает, что Ким добился нужного эффекта, а Трамп сыграл по его нотам очень хорошо, просто отлично.