В докладе фонда «Петербургская политика» говорится, что в России обнаружилась тенденция к продвижению по службе близких родственников влиятельных политических фигур. Из 80 человек (среди них дети губернаторов, глав госкорпораций и чиновников различных ведомств) эксперты выделили 14 наиболее успешных. Одна из причин тенденции — «закупоренность социальных лифтов», говорится в докладе. Выбор в пользу трудоустройства детей чиновников в бизнес-структуры, объясняется отсутствием законодательных ограничений, которые есть на госслужбе, говорит эксперт.
В фонде «Петербургская политика» отмечают, что омоложения управленческого корпуса в 2018 году не произошло, а «средний возраст правительства вырос на четыре года в сравнении с составом 2012 года (с 47 лет до 51 года)». Однако возник вопрос «о смене поколений в высших эшелонах», говорится в докладе, отмечая, что помимо устоявшихся способов кадрового обновления перестановки 2018 года подняли вопрос о «династическом» критерии отбора кадров. Показательным называют назначение в мае 2018 года на пост министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева, сына секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева, который прежде был главой правления Россельхозбанка. Второй сын главы Совбеза Андрей Патрушев, отметим, еще с 2015 года работает вице-президентом «Газпром нефти». В повестку возвращен «еще один путь кадровых изменений — продвижение по службе относительно молодых чиновников, детей или других близких родственников действующих влиятельных политических фигур», говорится в докладе фонда.
Новости партнеров
Одна из общих причин продвижения членов семей — «закупоренность социальных лифтов».
В фонде привели «наиболее резонансные примеры карьер родственников влиятельных политических фигур», включив в список 86 человек, разбитых по разным группам. Достигли «максимального карьерного успеха» 14 из них, считают эксперты, в том числе президент АЛРОСА Сергей Иванов (сын спецпредставителя президента по вопросам экологии, транспорта и природоохранной деятельности Сергея Иванова), старший вице-президент по развитию и управлению бизнесом «Ростелекома» Владимир Кириенко (сын первого заместителя главы администрации президента Сергея Кириенко), бизнесмены Борис Ковальчук и Игорь Ротенберг (сыновья предпринимателей, друзей президента Владимира Путина). Сын главы «Роскосмоса» Алексей Рогозин в 2017 году стал вице-президентом Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации и главой транспортного дивизиона корпорации. Вошли в рейтинг и дети руководителей российских госкомпаний. К примеру, «средним карьерным успехом» пока может похвастаться сын главы «Роснефти» Иван Сечин, который занимает пост первого замдиректора департамента шельфовых проектов «Роснефти».
Эксперты фонда считают, что в сценарии «с задействованием «наследников» как варианта мягкого (в глазах старшего поколения) омоложения элит и даже транзита власти» есть издержки и риски. Среди них — негативный опыт назначения сначала главой ФНС, а впоследствии министром обороны Анатолия Сердюкова, зятя экс-премьера Виктора Зубкова. Кроме того, такие назначения могут быть непопулярны у населения, «в глазах которого будет подтвержден стереотип о сословности общества и наличии «аристократии»». То есть это требует «отказа от политики внешнего соответствия российских политических институтов типовым представлениям о демократии», считают эксперты. Самим наследникам предстоит одновременно демонстрировать управленческую состоятельность «и в то же время не испугать «старших товарищей» излишней субъектностью». Однако «истеблишмент не может игнорировать необходимость обновления элит и смены поколений», говорится в докладе.
«Когда люди у власти начинают подолгу задерживаться, элиты логично стремятся закрепить свои достижения и в карьерах детей»,— сказал директор Центра технологий государственного управления РАНХиГС Владимир Южаков. По его мнению, трудоустройство детей чиновников преимущественно в бизнесе можно объяснить тем, что в этой сфере нет таких ограничений, которые, например, накладывает закон о госслужбе.