Автодорожная часть Крымского моста открылась 15 мая. Первой из Краснодарского края в Крым проехала колонна из 35 грузовиков во главе с КамАЗом, которым управлял президент России Владимир Путин. Автомобили преодолели 19-километровый транспортный переход с одного берега Керченского пролива на другой примерно за четверть часа. Как на это отреагировала мировая пресса — в материале информационного агентства ТАСС.
США
CNN: «Строительство моста стало символом 18-летнего правления [президента] Путина. Этот мост длиною 19 км, являющийся в настоящее время самым большим в Европе, связывает российский Краснодарский край с Крымским полуостровом. Его открытие — в официальной российской интерпретации — знаменует собой физическое воссоединение Крыма с материковой частью России… Запад быстро ответил [на присоединение Крыма] жесткими экономическими санкциями. Несмотря на это, завершение строительства моста в Крым стало важнейшим приоритетом правительства Путина… Путин планирует другие грандиозные инфраструктурные проекты, чтобы повысить национальный престиж России. В прошлом году он разрекламировал новый план строительства моста на Сахалин, богатый ресурсами остров на Дальнем Востоке России к северу от японского острова Хоккайдо».
Новости партнеров
The Washington Post: «Открытие Владимиром Путиным моста обеспечило ему пропагандистскую победу, вызвавшую осуждение Запада… Начиная со среды до 40 тыс. легковых автомобилей смогут в течение дня проехать по этому мосту, что существенно сократит время, которое россияне тратят на дорогу в Крым. До сих пор они могли попасть туда лишь с помощью воздушного или паромного сообщения. Открытие моста является важной вехой в предпринимаемых Путиным усилиях продемонстрировать всему миру и своему народу, что присоединение Крыма является необратимым… Событие с нетерпением ожидалось жителями Крыма, для которых это экономически жизненно важная линия, соединяющая [с материком] их изолированную территорию».
The New York Times: «Это имело в большей степени символическое, нежели практическое значение, поскольку основные трассы, обеспечивающие автомобильный поток по мосту как на материковой части, так и в Крыму, по-прежнему находятся на этапе строительства. Весь этот проект стоимостью более $7,5 млрд, включая параллельный железнодорожный мост, который должен быть открыт в следующем году, будет завершен не ранее 2023 года… Однако экономический потенциал проекта, равно как и строительство аэропорта в Симферополе, остается под вопросом. Крым, как оказалось, не очень популярен среди российских туристов, к тому же международные санкции блокируют возможность использования там иностранных мобильных телефонов и кредитных карт, ограничивая приток туристов из-за рубежа… Однако местные жители, которые хотели уже в среду начать автомобильное движение по этому мосту, были в восторге. Это ослабило чувство изоляции, которое они испытывали с тех пор, как Украина перерезала железнодорожное сообщение и осложнила пересечение границы… Критики заявляют, что высокоскоростное паромное сообщение [с Крымом] потребовало бы гораздо меньших затрат, но идея установления непосредственной связи превалирует».
Великобритания
The Guardian: «Владимир Путин открыл мост между материком и Крымом, укрепив контроль России над спорным полуостровом, который она присоединила в 2014 году… Россия ожидает, что по нему будут ежегодно проезжать миллионы людей, путешествующих на автомашинах и по железной дороге, а также будут осуществляться перевозки миллионов тонн грузов».
The Daily Telegraph: «Владимир Путин открыл мост, по которому пройдет первое шоссе, соединяющее Россию с Крымом. Для него это символичная победа, которая также уменьшит изоляцию полуострова. Реализация данного проекта подытоживает то, что Путин называл историческим воссоединением с Крымом… Мост облегчит в определенной степени жизнь жителей полуострова, которые массово поддержали его присоединение к России, но страдали из-за высоких цен на продукты и другие товары после того, как торговля с Украиной была прервана. Сооружение моста через Керченский пролив с пронизывающими ветрами является не только геополитической победой, но и инженерным достижением».
Франция
Le Monde: «Президент открыл самый большой в Европе 19-километровый мост, представляющий для Москвы огромную стратегическую ценность. Мост поднялся из воды в рекордное время — чуть больше трех лет, чтобы удовлетворить как практические, так и геополитические потребности. Масштабная задача для Кремля — побудить туристов вернуться на полуостров. США, а также Украина угрожали репрессиями любой западной компании, которая согласилась бы принять участие в возведении моста. В начале мая Нидерланды начали расследование по делу о предполагаемом участии семи своих предприятий в строительстве моста, которое противоречит политике санкций».
Le Figaro: «Открытие Керченского моста закрепляет присоединение Крыма к России. Начиная со среды автомобили смогут бесплатно совершать путь от Таманского полуострова до Керчи. Осенью к автолюбителям смогут присоединиться водители тяжелых грузовиков, а в декабре 2019 года проект довершит линия железной дороги. Президент России лично открыл маршрут за рулем девятитонного КамАЗа, возглавив колонну из 35 грузовых автомобилей. «Поехали», — сказал он, включив двигатель. Этот призыв должен был служить напоминанием о знаменитых словах Гагарина в момент старта в космос 12 апреля 1961 года».
Германия
Handelsblatt: «Самый длинный мост в Европе был построен за три года. Согласно планам, по нему в день смогут проезжать 40 тыс. машин и 150 поездов. Он возведен на свайных фундаментах, может выдержать землетрясение магнитудой до 9,1 балла, устойчив к ветру и низким температурам. Последний фактор имеет большое значение, поскольку находившаяся там до этого переправа обрушилась в 1945 году из-за ледохода.
Новости партнеров
Данный проект вызывает споры, потому что Украина до сих рассматривает полуостров как часть своей территории. Россия включила Крым в свой состав после референдума в марте 2014 года. Запад осуждает данный шаг Москвы, считает его нарушением международного права. Такая критика не действует на Путина. И в то время как Крым, благодаря новому мосту, становится ближе к России, международная изоляция страны не прекращается. Принадлежность Крыма к России до сих пор официально признали лишь Армения, Боливия, Никарагуа, Северная Корея и Сирия».
Süddeutsche Zeitung: «Ко множеству ролей, которые Путин играл в прошлом, добавилась еще одна. Ранее он уже был рыбаком, охотником, защитником птиц и подводником, а теперь стал еще и водителем грузовика. Сидя за рулем оранжевого КамАЗа, он первым приехал в Крым по новому мосту, который ведет на полуостров с российского материка.
По одному слову, которое произнес Путин в микрофон перед стартом, можно понять, какой символизм в это вкладывается. «Поехали», — каждому человеку, выросшему в культурном пространстве, на которое наложило отпечаток советское прошлое, вспоминается первый в истории человечества полет Юрия Гагарина в космос 12 апреля 1961 года. Другими словам, это означает исторический старт.
Завершив строительство моста на полгода раньше запланированного, Москва демонстрирует, что она, несмотря на санкции, в состоянии реализовать большие проекты. Сначала инвесторы и строительные компании боялись принимать участие в данном проекте. За ведение бизнеса в Крыму, особенно в энергетической и инфраструктурной областях, грозят жесткие санкции. Поэтому до сих пор даже самый крупный российский банк — Сбербанк — не имеет на полуострове филиалов. Многим жителям приходится раз в две недели отправляться на пароме на материк, чтобы снять там зарплату и оплатить счета.
Но не только из-за санкций строительство было рискованным. Сильное течение и зыбкий грунт стали серьезным вызовом для строителей. Открыта пока четырехполосная дорога для легковых машин. Двухполосную дорогу, предназначенную специально для грузовиков, достроят к осени, а в последнюю очередь, к концу 2019-го, откроют железнодорожную ветку».
Швейцария
Le Temps: «В Керченском проливе очень мощное течение, морское дно зыбкое, а метеорологические условия нестабильные. Поскольку международные санкции блокируют любое финансирование или техническую помощь Запада, выбор партнеров был сужен. Скорость реализации проекта была в итоге важным фактором, поскольку Крым находится в очень стесненном материальном положении. Будучи лишенной своего полуострова, Украина быстро перекрыла все связи с ним (вода, электричество, газ, железнодорожный и автомобильный транспорт). В результате в Крыму сократились туризм и сельскохозяйственное производство, тогда как стоимость снабжения стремительно росла».
Чехия
Lidove noviny: «От введения в строй этой транспортной артерии Москва ожидает значительно большего приезда туристов, а главное — лучшего снабжения Крыма и роста его экономики. Мост может стать серьезным политическим и экономическим подспорьем для России и обернуться негативными последствиями для Украины. Значение моста может быть и военное — в случае возможной военной угрозы мост упрощает армейскую логистику при перемещении войск и оружия. Украина потеряет доходы, получаемые за транзит в Крым. Но главное — для нее возможны политические потери: Крым еще крепче привяжется к России, а его население станет еще более пророссийским».
Италия
La Repubblica: «Российский президент открыл движение по огромному и весьма спорному мосту через Керченский пролив, который соединяет Крым с Россией. 19-километровый мост стал самым длинным в Европе. Это — символичный способ продемонстрировать мощь России, а также необратимость перехода под ее контроль полуострова, присоединенного в 2014 году».
Новости партнеров
Норвегия
Aftenposten: «Путин открыл мост через Керченский пролив, отделяющий Россию от Крымского полуострова, показав тем самым, что Кремль больше никогда никому не отдаст Крым».
Дания
DR: «Мост имеет большое символическое значение для Владимира Путина. Крым сам по себе играет большую роль в российском самосознании, а в последние годы он стал означать намного больше, чем полуостров с двухмиллионным населением. Поэтому мост превратился в воплощение российского патриотизма и власти Владимира Путина. Это материальное подтверждение того обстоятельства, что Крым принадлежит России».