Под посулы спасти транзит через «незалежную» Берлин готовится заменить его своим
Германия готова помогать Еврокомиссии в поиске инвесторов для ГТС Украины, чтобы сохранить транзит по ней российского газа. Об этом 26 апреля заявил высокопоставленный источник в правительстве ФРГ на встрече с журналистами в преддверии переговоров канцлера Ангелы Меркель с президентом США Дональдом Трампом.
«Ангела Меркель после встречи с президентом Украины Петром Порошенко сказала, что мы, как немцы, хотим поддержать переговоры о транзите, мы хотим, чтобы новый договор о транзите через Украину после 2019 года состоялся. Безусловно, это связано с тем, что Украина инвестирует в ГТС. Это означает, что нам нужны инвесторы, которые инвестировали бы в этот трубопровод», — сказал источник. По его словам, Берлин «готов работать с Еврокомиссией, чтобы создать консорциум таких инвесторов. «Вопрос заключается в привлекательности такого инвестирования», — добавил он.
Новости партнеров
Ранее стало известно, что Россия готова провести переговоры с ЕС о продолжении транзита российского газа через Украину после истечения контракта в 2019 году. О соответствующей встрече договорились министр энергетики РФ Александр Новак и вице-председатель Еврокомиссии Марош Шефчович.
Эта беседа состоялась на следующий день после разговора Владимира Путина и Ангелы Меркель. Меркель после этого заявила, что сохранение транзита газа через Украину остается приоритетом политики Германии. В итоге позиция России относительно роли ЕС в переговорах о транзите газа поменялась (еще 13 марта премьер Дмитрий Медведев уверял, что «Евросоюз к двусторонним отношениям „Газпрома“ с его украинским контрагентом отношения не имеет»).
Позицию Киева уже сформулировал глава Минэнерго Украины Игорь Насалик. По его словам, транзит останется выгодным для Киева только при ежегодных объемах более 40 млрд. кубометров в год. Соответственно, предложение «Газпрома» по транспортировке 10−15 млрд. кубометров неприемлемо.
Но козыри у «Газпрома» сильные. Прежде всего, при почти одинаковой длине с «Северным потоком-1» (1240 км и 1222 км), текущая ставка украинского транзита составляет $ 32,2 за тысячу кубометров, против $ 27,8 за транспортировку газа по подводной трубе. Кроме того, для транзита через Украину 30 млрд. кубометров «голубого топлива» в год, по оценке Mott MacDonald, необходимо вложить в модернизацию ГТС не менее $ 2,7 млрд. И эти деньги нужно еще найти — чем и собирается заняться Германия.
По мнению экспертов, стороны могут сойтись на компромиссе 25 млрд. кубометров в год по транзитной ставке $ 22 за тысячу кубометров. Это параметры, при которых Киев через 10 лет сможет вернуть кредит в $ 2,7 млрд. под 4% годовых, покрыть операционные расходы, и обеспечить минимальную прибыть компании, управляющей ГТС.
Но если денег в Украину никто вкладывать не пожелает, у «Газпрома» есть альтернативное предложение. Как заявил 24 апреля в Берлине зампред правления компании Александр Медведев, «Газпром» не исключает строительства в будущем газопровода «Северный поток-3». По его словам, в корпорации неоднократно заявляли о готовности поставить Европе «столько газа, сколько будет необходимо», и отказываться от этой позиции не намерены.
— Когда «Северный поток-2» будет построен, Германия станет самым крупным транзитером российского газа в Европе, — отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — По сути, ФРГ займет место Украины. Поэтому только на словах немцы всей душой за Украину — на деле они исключительно за себя.
Новости партнеров
Вопрос стоит иначе: сколько вообще нужно газа Европе, и можно ли избавиться от украинского транзита в принципе? Расчеты показывают: даже если поставки «Газпрома» в Европу по сравнению с 2017 годом не вырастут (а они уже выросли за первый квартал 2018 года), а «Северный проток-2» и «Турецкий поток» будут полностью загружены, все равно останется около 10 млрд. кубометров газа, которые придется транспортировать через Украину.
Соответственно, для ГТС Украины, которая имеет потенциальную мощность 150 млрд. — это катастрофическое сокращение объемов. Оно означает, что украинская ГТС в принципе будет никому не нужна.
Более того, при прокачке 10 млрд. кубометров в год отдельные участки ГТС придется закрывать. Надо понимать: система сделана так, чтобы не просто транспортировать газ, но и обеспечивать потребителей на территории Украины. Получается, закрывая отдельные участки ГТС, Киеву придется отключать и «привязанных» к этим участкам потребителей. Это, согласитесь, не очень разумное решение. Раз так, ГТС в любом случае придется перестраивать для работы в новых условиях.
— Сколько реально нужно денег Украине на модернизацию «трубы»?
— Немало — с учетом, что в ГТС долгие годы не вкладывались достаточные средства. Mott MacDonald называет сумму в $ 2,7 млрд., но по моим ощущениям — это минимальные вливания, чтобы ГТС могла более-менее нормально функционировать. Без демонстрации каких-то блестящих результатов, например, в области эффективности.
Скажем, при строительстве «Северного потока-2» используются новые трубы с совершенно другим давлением, а у агрегатов на газоперекачивающих станций намного выше КПД. По сравнению с украинской «трубой» — это небо и земля.
Если дотягивать ГТС Украины до уровня современных российских газопроводов, суммой в $ 2,7 млрд. точно не отделаешься.
— Найдет ли Берлин деньги?
Новости партнеров
— Сложность заключается в украинском законодательстве. Киев твердо стоит на том, что ГТС должна оставаться в собственности государства. Международным инвесторам он согласен отдать долю в 49% в компании, которая будет ГТС управлять, но не владеть. С точки зрения любого инвестора, это неадекватное предложение.
Раньше, замечу, иностранцы вообще не имели права прикасаться к ГТС. Система считалась национальным достоянием Украины и на 100% принадлежала государству. Сейчас Киев несколько смягчил позицию: он юридически разделил ГТС, управляющую компанию и подземное хранение газа. И готов продать иностранцам 49% этой управляющей компании.
Киев в принципе может пойти дальше — акционировать ГТС, и разрешить продавать «трубу» в собственность иностранцам. Вот этим предложением инвесторов можно заинтересовать. Но пока об подобном и речи нет.
Напомню, в 2004 году был подписан договор о создании российско-украинского газотранспортного консорциума. Его подписали тогдашний премьер Украины Виктор Янукович, и тогдашний премьер РФ Михаил Фрадков. Предполагалось построить на территории Украины 500-километровый газопровод, чтобы расширить узкое место ГТС, и повысить ее пропускную способность. Как раз этим участком трубы консорциум и должен был управлять.
Но, как мы помним, в конце 2004 года на Украине случилась «оранжевая» революция, и президентом страны стал Виктор Ющенко. Соглашение о создании консорциума Киев немедленно расторг, и никогда более к каким-либо конкретным проектам по ГТС не возвращался.
Сегодня вопрос, будет ли Киев делать шаги навстречу инвесторам, остается глубоко риторическим. Украинское общество неудержимо дрейфует в сторону национализма. Думаю, сегодня его практически невозможно убедить, что часть ГТС следует все же продать иностранным компаниям.
— Если никто денег Киеву не даст, а «Газпром» снизит поставки до 10 млрд. кубометров, как скоро ГТС придет в полную техническую негодность?
— Объективной информации о техническом состоянии ГТС Украины просто нет. Но, насколько я понимаю, уже сейчас система работает с сильной недозагрузкой. Это означает, у Киева есть возможность снимать агрегаты, узлы, трубы с неиспользуемых участков, и латать ими работающие магистрали.
Когда объемы транзита упадут до 10 млрд. кубометров, «запчастей» на поддержание остатков «трубы» будет просто море. Голь, как говорится, на выдумки хитра. Это значит, что существовать в режиме 10 млрд. кубометров транзита украинская «труба» сможет чрезвычайно долго.