Плохая репутация — это когда живешь не так, как хочется другим…
Последнее время часто приходится читать, что у России плохая репутация, и поэтому против нее можно выдвигать любые бездоказательные обвинения.
Новости партнеров
Обратите внимание, что плохая репутация именно у страны, а не у Путина, например. То есть у Путина, конечно, тоже плохая репутация, но даже если вместо Путина будет кто-то другой, то репутация России не улучшится. Более того, встань у власти в России самый настоящий ангел с крылышками – и он моментально приобретет дурную репутацию. Это тот случай, когда не человек портит место, а место портит человека.
И никто не спорит, что Россия имеет плохую репутацию – это видно по голосованиям за наши резолюции в ООН.
Дурное отношение к целой стране – это что-то новенькое. Власть в мировом масштабе – это США. Здесь та история, как в младших школьных классах, где учительница является безусловной властью и авторитетом. И вот иногда она выбирает какого-нибудь ученика, который становится козлом отпущения. Она его чихвостит каждый урок, а все остальные ученики искренне думают, что он – самый плохой.
Может ли мировое сообщество по отношению к США воспроизводить отношения «ученики – учитель»? А почему бы и нет – ведь возраст большинства государств совсем небольшой. В 1990 году было 57 стран, в 1945 году было 70 стран, а сегодня – 197.
А как разные страны ведут себя по отношению к своим властям? Мне кажется, что есть такие, что это будет напоминать отношение подростков к учителям и родителям? Я вспоминаю один из фильмов Клинта Иствуда «Гран Торино». Он там играет старика-ветерана корейской войны, который неожиданно для себя привязался к мальчику-эмигранту из Кореи и учил его, как стать своим в местном обществе. Например, нужно было прийти в парикмахерскую, сесть в кресло, объяснить, как стричь и начать разговор с мастером словами: «Они, вообще, обнаглели! Что они о себе думают!». Эта фраза относилась к местным властям – нужно было возмутиться какими-то их действиями, скажем, налогами или еще чем. Кореец так и сделал, и его признали за своего.
США ведь тоже не очень старая страна. Декларация о независимости – 1776 год.
Но есть страны, где отношения общества и власти воспроизводят отношения взрослых людей или отношения стариков к опекунам.
Новости партнеров
Российское государство старше США – с 1446 года у московских князей появился титул «Государь и Великий князь всея Руси». Может быть, поэтому нас не могут понять украинцы, чьей государственности всего 27 лет. А нам их еще в пример ставят.
Но вернемся к нашим проблемам с другими странами – к нашей плохой репутации.
Зачем учительница так гнобит одного из учеников? Ей так проще управлять другими. Они боятся оказаться в роли условного «Вовочки» и стараются не совершать опрометчивых поступков. Почему она выбрала именно Вовочку? Наверное, он, правда, ей мешал: бойкий был слишком, непослушный, мог увлечь за собой других ребят. Хотя, разные бывают причины: бывает, что выбирают и больного, слабого ребенка.
Все же изгой должен иметь какие-то явные отличия от других и мешать учителю вести уроки.
Впрочем, все аналогии хромают.
Факт тот, что на роль козла отпущения выбрали Россию. И в данном случае все разговоры про презумпцию невиновности, про то, что каждый имеет право на беспристрастный суд идут побоку. Разве кто разбирается с виной козла отпущения? Мог ли он отвечать за все мерзости, совершенные жителями? Смешной вопрос: козлы не воруют, не убивают и пр. Но ведь как удобно – все свалить на него, а самим начать жизнь с чистого листа.
Как избавиться от роли козла отпущения? В жизни это иногда удается: можно исправить свое поведение, уйти в другую школу, найти покровителя, совершить какой-то очень хороший поступок.
Уйти с планеты России некуда, покровителя нам не найти, остается исправить свое поведение или совершить что-то замечательное.
Новости партнеров
А репутация у нас давно дурная.
Разве мы не старались ее улучшить? Вот, добровольно отпустили в свободное плаванье 15 республик и больше 20 стран-сателлитов. Лишились трети территории и половины населения. Похерили коммунистическую идеологию и обязались не иметь больше никакой идеологи. Извинились перед всеми и не по одному разу. Признали преступлением пакт Молотова-Риббентропа, взяли на себя расстрелы польских офицеров в Катыни.
А то, что СССР вынес на себе большую часть борьбы с Гитлером? Разве нам это помогло улучшить репутацию? А борьба с ИГИЛ и вовсе только в минус пошла. Как-то быстро замылили и то, что ИГИЛ разрушал исторические памятники, и брал людей в рабство и отрезал головы заложникам.
Но ведь дурная репутация – это то, что складывается у других в отношении тебя. Можно подумать, что мы о них хорошего мнения.
Нет, долгое время, действительно, были хорошего мнения. И в справедливый суд верили, и в свою вину по разным поводам.
Но теперь Запад у нас тоже имеет дурную репутацию. Я, например, не верю ни одному их слову.
Плохо только то, что у нас еще достаточно людей, которые, живя в нашей стране, как-то умудряются верить Западу и ненавидеть Россию. Но с каждым днем их меньше становится: кто уехал, а кто поменял свою точку зрения.
Остается ждать, пока мир перерастет младший школьный возраст. Терпение и только терпение.