Падение национальной российской валюты началось 9 апреля сразу после того, как США ввели пакет новых санкций против крупных бизнесменов из России, 11 апреля ЦБ РФ установил курс евро в 76,85 рубля, заставив многих отменить летние поездки за рубеж и изрядно понервничать владельцев крупных накоплений в рублях. Был момент, когда курс евро даже превышал 80 рублей, а доллар преодолел отметку в 64 рубля, это самое большое снижение официального курса за последний год и напоминает ситуацию декабря 2014 – января 2015 года.
Эксперты отметили панические настроения среди россиян – одни снова бросились покупать крупную бытовую технику, другие рассуждают, пора ли уже делать запасы гречки, ведь ситуация вряд ли улучшится, а паникеры пугают новым 1998 годом. Доктор экономических наук Валентин Катасонов успокаивает – дефолта не будет, но есть проблемы и посерьезней, ведь деньги – показатель общего самочувствия государства, и «наши анализы» очень плохи. Об этом и многом другом он рассказал в интервью Накануне.RU.
Новости партнеров
Вопрос: Резкий скачок евро, а теперь и доллара после введения санкций всех, мягко говоря, обеспокоил. Как Вы считаете, что на это повлияло?
Валентин Катасонов: Сейчас трудно говорить – то ли это результат какой-то ситуации на финансовых рынках, то ли это спланированная акция. Если это спланированная акция, то спекулянтам для того, чтобы ощутить какие-то результаты от обвала рубля, надо довести курс, по крайней мере, до планки в 75 рублей за доллар.
Вопрос: Почему именно 75?
Валентин Катасонов: Потому что Центральный банк грозил, что при достижении этой планки включит механизм валютных интервенций. И все-таки это, действительно, было падение, которое свидетельствует о том, что Центральный банк не выполняет своей основной функции, о которой написано в Конституции Российской Федерации, в статье 75 – защита рубля и обеспечение его стабильности. Бездействие Центрального банка, честно говоря, удивляет. Даже при нынешнем падении уже есть «лузеры», уже есть бенефициары, есть даже компании, которые оказались в сложном положении, в преддефолтном или даже дефолтном состоянии, так что такие колебания очень бьют по экономике и по людям.
Вопрос: Вот люди и беспокоятся, что мы вновь окажемся в ситуации 1998 года – может такое произойти в недалекой перспективе?
Валентин Катасонов: Дефолта у государства быть не может, потому что сегодня у нас достаточно скромный суверенный долг. Поэтому сценарий 1998 года не повторится, а вот декабрь 2014 года может быть. Если бы я оказался в шкуре валютного спекулянта, то, я, конечно, говорил бы «пора, пора паниковать».
Центральный банк по-прежнему произносит свою мантру: «Валютный курс плавающий, мы вмешиваться не будем». Никаких ограничений на трансграничные операции власти вводить не собираются, для них это крамола – покушение на догмы вашингтонского консенсуса.
Новости партнеров
Все эти люди на своих местах, авторы предыдущего обвала – Набиуллина на месте, Алексей Кудрин по-прежнему возглавляет наблюдательный совет Московской биржи, где все это происходит. А тут еще Трамп грозит нам не только санкциями, но и кое-чем похуже, посерьезней. Чего же тут не сыграть в обвал рубля? И когда дойдет до 75 рублей за доллар, будет уже поздно, будет такой сильный развал, что Центральный банк со своими валютными интервенциями не сможет затормозить или придется тогда ему тратить десятки миллиардов долларов.
Вопрос: Как сильно может упасть рубль, некоторые экономисты прогнозируют и 200, и даже 300 рублей за доллар, такое вообще может быть?
Валентин Катасонов: Все может быть. Вообще, по большому счету, нам бы сейчас надо не об этом думать, нам надо думать о том, что нынешняя денежно-кредитная система в прицепе порочна, нам даются такие сигналы – «ребята, придите в чувство!» Разве можно с такой денежно-кредитной системой создавать какую-то экономику? Можно ли обеспечить хотя бы прожиточный минимум людям?
Естественно, денежно-кредитную систему надо менять, потому что она порочна. Но для того, чтобы менять кредитно-денежную систему, надо менять власть, которая несет за нее ответственность. Эти люди должны не просто уйти, а понести уголовную ответственность за то, что они натворили с экономикой. Потому что в 2014 году Центральный банк объявил о свободном плаванье рубля, это грубейшее попрание Конституции Российской Федерации, 75 статьи. Правительство несет ответственность за разработку и реализацию денежно-кредитной политики, Государственная дума – тоже. Их бездействие наносит страшный урон стране.
Вопрос: Но это чисто внутренняя проблема или отражение общемировых процессов, кризис капитализма?
Валентин Катасонов: Как же это не отражение мировых процессов? Закончилась Холодная война, Россия эту войну проиграла и получила неофициальный статус полуколонии, она находится под внешним управлением. Внешнее управление осуществляют хозяева денег. В России они назначили своих администраторов – компрадорских чиновников и в законодательной, и в исполнительной власти. И они действуют четко в интересах метрополии. И здесь вопрос не о том, опустится ли рубль еще, а о том, будем ли мы вообще существовать на белом свете. Деньги в данном случае – это просто некий сигнализатор того, что с нами происходит.
Вопрос: Ну да, пока людей больше волнует, стоит ли закупать гречку уже?
Валентин Катасонов: Все по Оруэллу – даже если бы мы могли повысить благосостояние народа, мы этого не будем делать. Помните, как рассуждали там власти – держать всех нужно на минимальном прожиточном уровне, все должны думать только о выживании, потому что если у людей появится возможность иметь свободное время – они начнут задумываться. А если они начнут задумываться, значит, власть ослабнет. Поэтому сейчас народ обсуждает вопрос с гречкой, когда надо задумываться о большем.