Поиск статьи

ГлавноеПодробностиЗолотой литр. Почему в России дорожает бензин

Золотой литр. Почему в России дорожает бензин

Опубликовано

Бензин в России может подорожать на пять рублей. С таким предостережением выступили в Совете по топливным рынкам. ФАС отреагировала незамедлительно, заверив, что объективных причин для этого нет. Тем не менее в прошлом году рост цен на бензин в три раза превысил инфляцию. О механизме ценообразования автомобильного топлива в России и причинах его подорожания — в нашем материале.

Свисток арбитра

Новости партнеров

В конце прошлой недели ФАС вынесла предостережение главе правления Совета по товарным рынкам Илье Морозу о недопустимости действий, способных привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Под такими действиями подразумевается заявление о возможном росте стоимости автомобильного топлива. Накануне Мороз в беседе с журналистом не исключил того, что в течение трех месяцев цены на российских АЗС повысятся на пять рублей.

«Высказывания в СМИ прогнозов о росте цен на автомобильные бензины могут провоцировать ажиотажный спрос на нефтепродукты и необоснованный рост цен на них», — разъяснил официальную позицию заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин.

Глава ведомства Игорь Артемьев, в свою очередь, заверил, что дефицита бензина в России в настоящее время нет, а значит, нет и предпосылок к его резкому подорожанию. Если же производители допустят необоснованное повышение цен либо другие нарушения, то к ним применят соответствующие меры, предупредил Артемьев.

Ранее, 19 марта, «Сургутнефтегазу» указали на нарушение принципа преимущественного удовлетворения внутреннего спроса. Компания увеличила экспорт автомобильного топлива. По мнению антимонопольщиков, это ведет к сокращению поставок российским потребителям.

В декабре 2016 года предупреждение от ФАС получил лично президент «Лукойла» Вагит Алекперов. Антимонопольщики сочли «неуместным» его заявление о росте цен на автомобильное топливо на 10-15% из-за предстоящего повышения акцизов. Голомолзин расценил слова Алекперова как призыв к другим нефтяным компаниям следовать примеру «Лукойла».

Рыночный механизм

Новости партнеров

Президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша признал, что его тоже неоднократно предупреждали о недопустимости прогнозов по ценам на моторное топливо.

«ФАС считает нас регулятором рынка. Какая-то правда в этом есть», — отметил он.

Высказываемые публично оценки и суждения действительно способны влиять на стоимость различных активов, подтверждают эксперты. Такие прогнозы, как правило, и учитывают спекулянты в своих стратегиях.

«Это можно наблюдать каждый день на фондовых и товарных биржах, где многие отчеты, сдвигающие курсы бумаг вверх или вниз, выполняются частными компаниями. Часто как раз с целью спекулятивных операций», — напомнил доцент кафедры менеджмента и предпринимательства факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Евгений Ицаков.

Вечный приоритет

Для ФАС предотвращение резких колебаний топливного рынка — один из приоритетов. Ведь затраты на бензин заложены в себестоимости практически всех товаров и услуг. Таким образом, от цен на автозаправках напрямую зависят показатели инфляции.

Потребительские цены в России в январе выросли на 0,3%, а в феврале — на 0,2%. Бензин, по данным Росстата, с начала года подорожал на 0,4%.

Причина — рост топливных акцизов на 50 копеек. Второе повышение запланировано на 1 июля. В итоге, по расчетам Минэнерго, стоимость литра бензина в рознице в 2018 году из-за акцизов увеличится в общей сложности на 1,5%.

Новости партнеров

Это подтвердил вице-премьер Аркадий Дворкович. Он подчеркнул, что предпосылок для резкого подорожания автомобильного топлива нет, однако небольшие колебания вполне возможны, поскольку повысились акцизы.

В прошлом году темпы роста цен на бензин почти в три раза обогнали инфляцию — 7,3% против 2,5%. ФАС объяснила: сезонный спрос на нефтепродукты, динамика мировых цен на нефть, рост отраслевых издержек, начало плановых ремонтов ряда НПЗ и, как следствие, снижение предложения на внутреннем рынке.

Однако ключевой фактор — высокая доля фискальных сборов. Директор центра тарифного регулирования в сфере энергетики РЭУ имени Плеханова Иван Капитонов привел в пример структуру цены литра бензина марки АИ-92. На налоги приходится 65%, на затраты на переработку и логистику — 30%. Еще пять процентов — это прибыль АЗС.

ria.ru



Россия проанализирует опыт введения пасхального перемирия, заявил Путин

Владимир Путин выступил в национальном центре "Россия", где оценил итоги пасхального перемирия и высказался о преступлениях ВСУ. Ключевые заявления: Россия должна проанализировать опыт объявления...

Оператор FPV-дрона уничтожил объект ВСУ в Часовом Яре, находясь в Москве

Оператор российского FPV-дрона "Овод" с помощью новой системы управления "Орбита" впервые поразил украинскую цель под Часовым Яром, хотя сам находился в Москве. Расчет из бригады...

«Чтоб ему ноги оторвало»: украинцев взбесил рекорд Овечкина

Не секрет, что российский хоккеист, капитан "Вашингтон Кэпиталз" Александр Овечкин не верил в возможность побить рекорд канадца Уэйна Гретцки по количеству заброшенных шайб в...

Читайте также

Пасхальное унижение: как Путин переиграл Зеленского на глазах у всего мира

Несмотря на изначальный отказ, киевские власти в итоге приняли предложение Владимира Путина о временном...

Кто и почему станет будущим папой римским

После смерти папы римского Франциска в Рим уже начали съезжаться на конклав кардиналы со...

«Вменяемые украинцы» — найдутся ли таковые в Незалежной?

Дореволюционная доктрина триединого русского народа имеет шанс на реинкарнацию О соитии коммунистов с националистами «Быть украинцем...