Новая версия британской разведки о подброшенном в багаж дочери Скрипаля Юлии еще в Москве «Новичке» выглядит нелепо, по оценке экспертов по химоружию. Нестыковки видны и в самой истории с «багажным отравлением». Отсутствие внятных доказательств виновности Москвы отмечают и ветераны зарубежных разведок.
Лондон выдвинул очередную версию причастности России к отравлению Сергея Скрипаля. Газета The Telegraph со ссылкой на собственные источники в британской разведке сообщила: причиной отравления экс-сотрудника ГРУ и британского шпиона мог стать багаж его дочери.
Новости партнеров
По данным британской газеты, вещи женщины и подарки, которые она везла своему отцу из Москвы в Лондон, могли быть пропитаны нервно-паралитическим веществом. Британские спецслужбы утверждают, что отравляющее вещество могло быть подкинуто дочери Скрипаля в ее московской квартире.
В публикации также утверждается, что эти вещи могли послужить причиной отравления Ника Бэйли – полицейского, который первым побывал в доме пострадавших в городке Солсбери. Здесь налицо нестыковка версий. Ранее сообщалось, что констебль Бэйли подвергся отравлению на том месте, где были обнаружены без сознания Сергей Скрипаль и его дочь, – у торгового центра.
Версия, которой Лондон и его союзники подкрепляют информационно-дипломатическую атаку на Россию, выглядит нелепо с точки зрения специалистов.
На явные несуразности сообщения об «отравленном багаже из Москвы» указал химик, член комиссии ООН по химическому и биологическому оружию (1998–2003 гг.) Игорь Никулин.
Нервно-паралитическое отравляющее вещество класса «Новичок», которым, по версии Лондона, отравлены Сергей и Юлия Скрипали, – сверхтоксичное вещество, пояснил эксперт. «Двух граммов его достаточно, чтобы отравить 500 человек. Как его перевозили, по их мнению, в открытом виде, что ли? Это совершенно нереально», – указывает эксперт.
«Новичок» действует как контактным способом, так и ингаляционным, отметил эксперт. К тому же это вещество с неприятным запахом, и его скрытно, незаметно провезти не получится. Эксперт указал: за время перелета из Москвы в Лондон – а это четыре часа – «это обязательно бы отравило весь самолет, или даже сама Юлия Скрипаль отравилась бы уже в своей квартире в Москве».
Никулин отмечает: очень подозрительно и то, что рядом с отравленными Скрипалями, когда их обнаружили, стояли полицейские, почему-то без противогазов и каких-либо средств защиты, и даже зеваки.
Новости партнеров
«Если же вещество провозилось в каких-то микрокапсулах, то кто-то должен был затем эту капсулу вскрыть, привести вещество в боевое состояние, куда-нибудь нанести. Тогда это было сделано никак не в Москве, а непосредственно в момент совершения преступления», – отметил собеседник. Никулин добавил, что также надо было как-то добиться, чтобы Скрипаль и его дочь отравились одновременно, а это не так просто сделать.
«Багажная» версия вызывает больше вопросов, чем ответов, – констатирует специалист по химическому оружию, бывший инспектор ООН в Ираке Антон Уткин.
«Зачем его перевозить на самолете, зачем вообще такие сложности? Возьмите и используйте его прямо там, в Великобритании. Где вероятность того, что не отравится весь самолет? Там же вентиляция работает», – указал Уткин. Он не исключил, что есть возможность того, что вещество было положено в чемодан или вещи Юлии Скрипаль уже на территории Великобритании, иначе возникает вопрос: «Почему в течение суток никто не заражался? В то время как полицейский, когда пришел на место преступления, получил поражение в течение нескольких минут или секунд».
Явная «хромота», нелогичность и недоказанность британских версий – причина того, что к призыву Лондона не спешат присоединяться даже страны-союзницы. В частности, к «заявлению четырех» – лидеров Великобритании, США, Франции и Германии – не присоединился Израиль, отметил бывший директор израильской спецслужбы «Натив» Яков Кедми. Он отметил, что Британия требовала от своих союзников поддержки по двум пунктам: осуждение отравления и осуждение России как его «виновницы». Израиль лишь выразил осуждение самого факта отравления, но категорически отказался указывать на виновность Москвы, констатирует собеседник.
Бывший директор израильской спецслужбы указывает: инкриминируемая России логика поведения выглядит довольно странно. «Ценность перебежчика в том, какой информацией он владеет. Все, что знал Скрипаль, и все, что он выдал британской стороне, он рассказал российскому следствию еще в 2004 году», – напоминает Кедми. Очевидно странным выглядит и предполагаемый выбор орудия убийства.
«Очень редко применяются те средства, по которым можно было бы вычислить исполнителей, – указывает Кедми. – То средство, которое было применено, по мнению британцев, не самое эффективное, поскольку оставляет следы». Например, когда в 1959 году советская разведка ликвидировала в ФРГ лидера ОУН-УПА Степана Бандеру, «западные немцы не знали, что это была ликвидация», напоминает Кедми. И не узнали бы, если бы об этом не сообщил перебежчик Богдан Сташинский. Если бы Россия действительно хотела ликвидировать Скрипаля, то были бы применены более совершенные методы, нежели те, что использовались в 50-х годах в Советском Союзе, полагает бывший глава спецслужбы «Натив». «Я не стал бы спекулировать на том, что уровень работы российской разведки резко упал. Скорее наоборот», – отмечает Кедми.
Ранее химик Игорь Никулин предположил, что к организации отравления Скрипаля может быть причастна находящаяся недалеко от Солсбери лаборатория «Портон-Даун». Эта же лаборатория занималась анализом вещества, найденного в организме перебежчика.