«Когда мы доберемся до вас, то придем за вами, за вашими активами, и мы создадим такую обстановку, что вам придется жить в тяжелых условиях».
Слова, напоминающие угрозу рэкетира не желающему платить дань бизнесмену, произнес в интервью газете The Times замминистра внутренних дел Великобритании Бен Уоллес, курирующий вопросы национальной безопасности.
Новости партнеров
Они адресованы иностранным владельцам крупных капиталов в связи со вступившим в силу 31 января 2018 года законом «О криминальных финансах».
Согласно этому документу, британские власти могут замораживать подозрительные активы иностранцев на сумму более 50 тыс. фунтов стерлингов (70 тыс. долларов), пока владелец не объяснит их происхождение.
Лондон и не скрывает, что это «черная метка» для бизнесменов, прежде всего из России, Китая и стран Ближнего Востока.
Как отметил Уоллес, полицейские уже наметили подозреваемых в причастности к коррупции или организованной преступности.
Что-то подсказывает, что среди первых подозреваемых окажутся представители внушительной колонии «олигархов из России» (тут как раз уместна языковая конструкция МОК), сотни которых приютила благодарная Великобритания за 25 лет демократии.
Несложно предположить, что многим из них будет затруднительно объяснить происхождение денег без раскрытия финансовых махинаций и упоминания бандитских проделок. Впрочем, учитывая опыт западных правоохранителей, если фабриковать обвинения без доказательств или на основе слухов из соцсетей, то никакие объяснения беглецам-олигархам не понадобятся.
Вариантов поведения немного – либо плясать под дудку джентльменов и потратить кровно наворованные на авантюры западных спецслужб против «кровавого режима», либо отдать наворованное джентльменам сразу. Впрочем, остается еще один вариант – вернуться в Россию на условиях Кремля.
Новости партнеров
Именно об этой возможности накануне рассказывал бизнес-омбудсмен и кандидат в президенты Борис Титов лондонским сидельцам на встрече в русском культурном центре Pushkin House. На встрече присутствовали как непубличные бизнесмены, так и откровенные борцы с режимом Евгений Чичваркин и Владимир Ашурков.
По некоторым источникам, главное условие возвращения беглецов – компенсация нанесенного государству финансового ущерба. Взамен они получают устные гарантии о прекращении уголовных дел. Гарантией же того, что они не начнут антигосударственную деятельность, является само их возвращение в российскую юрисдикцию.
По словам Бориса Титова, он передал Владимиру Путину список бизнесменов, желающих вернуться в Россию, но сейчас скрывающихся от российского правосудия в Великобритании. Правда, Евгений Чичваркин и другие участники «пушкинской встречи» опровергли как желание вернуться в Россию на условиях Кремля, так и прошение президенту.
Однако здесь следует учитывать, что даже если они действительно согласились на сделку, то должны скрывать это и публично открещиваться от нее, чтобы не повторить судьбу Бориса Березовского, который погиб сразу после того, как прислал покаянное письмо Владимиру Путину с желанием вернуться в Россию.
Впрочем, вернутся лондонские россияне или нет, для России не принципиально. Да, в рамках процесса возвращения капиталов из офшоров несколько десятков миллиардов долларов не будут лишними, однако погоду в российской экономике они не сделают.
Качество же потенциальных возвращенцев (по крайней мере, присутствовавших на встрече) оставляет желать лучшего – привыкшие к легким деньгам и ради них отказавшиеся от Родины, они вряд ли вдруг станут законопослушными предпринимателями, заинтересованными в развитии отечественной экономики.
Но и отдавать Великобритании вывезенные беглецами российские богатства просто так, не предоставив им возможность вернуться, тоже неправильно. Воспользуются они ею или нет, через те же спецоблигации федерального займа, покажет время.
Но гораздо увлекательнее наблюдать за крушением светлой европейской мечты нуворишей, сбежавших в Лондон в надежде стать своими в мировой – по сути, западной – элите. Сколько сил и денег они положили на это!
Новости партнеров
Ведь нувориши искренне были убеждены в том, что их капиталы и готовность играть по правилам Запада позволят им купить место среди джентльменов – равнозначное и безопасное.
Ну а как же, разве не все в капиталистическом мире покупается и продается? Вот и купим себе место в «золотом миллиарде» за счет лохов, которых обворовали в России. Вот и впишем своих детей в светлое будущее избранных, а те лузеры пусть сдохнут в нищете.
И Запад охотно им в этом подыгрывал. Закрывал глаза на происхождение денег, размещал их на счетах респектабельных банков, в якобы анонимных офшорах, продавал дорогие особняки в центре Лондона, даже впускал их в светскую тусовку (правда, в широкий круг) и надевал маску уважения, скрывая презрение к выскочкам.
А нувориши жадно заглатывали наживку – скупали дом за домом, дорогие активы и акции, вносили добровольно-принудительные взносы в благотворительно-отмывочные фонды. Английские футбольные клубы подняли огромные деньги благодаря российским и ближневосточным хапугам.
Казалось, вот оно – подтверждение космополитизма капиталов: не важно, где и как ты завладел им, но если на счетах много денег, то перед тобой открыты все двери. Жизнь удалась!
Но в по-настоящему серьезный бизнес их практически не пускали, разве что по минимуму. А после финансового кризиса 2008 года раздались первые отрезвляющие звоночки.
При резком падении акций и ликвидности Запад не спешил спасать всех подряд, но раздавал деньги и реструктуризировал долги только узкому кругу своих капиталистов. Российские же побежали в Москву – и здесь им помогли. Это был урок, который ничему их не научил.
Затем случился кризис на Кипре, когда из-за финансовых проблем местные власти собирались отнять иностранные капиталы. Но и тут помогли российские власти, убедившие киприотов не поступать радикально и найти компромиссное решение.
К началу активного противостояния России и США в связи с событиями на Украине люди этого круга давно порвали со всем российским и искренне считали себя «гражданами мира», но уж точно не сторонниками «диктаторского режима». А потому рассчитывали, что конфликт их бывшей родины с «прогрессивным сообществом» никак не повлияет на них лично. Не тут-то было…
Запад снял маски и начал кампанию по дискредитации российских «западников». Русские нувориши вдруг обнаружили, что местные богачи презирают их и относятся к ним как к дойной корове, «деньгопроводам» из России.
В западных СМИ и масс-культуре стали все чаще и жестче высмеивать и презрительно отзываться о выскочках из России. Страшилка о русской мафии, существовавшая с начала 90-х, стала распространяться на всех богачей, имеющих хоть какие-то корни в России.
Так, еще в 2011 году в США вышло телешоу об иммигрантах из бывшего Советского Союза «Русские куколки», где специально отбирали глуповатых жителей Брайтон-бич. Но это была первая проба пера, которая не касалась богатых.
В 2013 году в Великобритании вышло похожее реалити-шоу «Знакомьтесь: русские», где героинями уже были представители российского бомонда в Лондоне – жены футболистов и бизнесменов. Вульгарность и пошлость богатых выходцев из России стали предметом насмешек британцев. Объекты насмешек потом возмущались и обвиняли организаторов шоу в обмане, но, положа руку на сердце, их несложно было выставить в таком свете.
В 2016 году на ту же тему вышел клип английского поп-исполнителя Робби Уильямса «Веселись как русский» с полуобнаженными балеринами и фотомоделями в роли прислуги. Гротескный образ бешеных «рашнс», разбрасывающихся деньгами, можно воспринять как безобидный стеб, но для британцев и здесь очевидно презрение к пришлым выскочкам.
И вот уже начало 2018-го подарило совместный проект Би-би-си и американской студии AMC – сериал «Макмафия» про бандитов и олигархов, главным героем которого стал сын русского олигарха с еврейскими корнями Алекс Годман. В вычурных интерьерах рашн-гангстеры решают грязные дела, закусывают водку черной икрой и поют цыганское «Пей до дна». Набор стереотипов не так далек от некоторых эпатажных представителей Лондонграда – вспомним того же Березовского.
Однако такими русские нувориши были всегда, но британцы не замечали их комичности и не показывали своего презрения к ним – а тут вдруг «обнаружили» вопиюще дурной вкус подруг олигархов.
Причина в другом: местные богатеи, которые сами чем дальше, тем меньше напоминают чопорных джентльменов, дали понять пришлым, что они там чужие. Что есть белые господа, а есть варвары, пытающиеся имитировать их, но априори неспособные стать такими же.
Нувориши ощутили на себе оскал англосаксонского социального расизма, который они так охотно использовали против своих соотечественников: мол, если ты не успешен, ты никто.
Оказалось, что и самые большие деньги не способны купить реальную причастность к золотому миллиарду, а сам капитал не космополитичен, у него есть родина.
Фундаментом ему служит принадлежность к национальному богатству.
И если деньги переводишь в систему, где пишут правила другие, то, сколько бы их у тебя ни было, рано или поздно – отнимут. Под любым предлогом. И сделают это с опорой на свою родную систему правил и институтов.
Да, глобализация раскрыла рынки и отвязала капиталы от национальных экономик, но рычаги управления самой глобализацией остались в странах, где русские не просто чужаки, а враги. Причем даже те, кто пошел на предательство Родины.
Для многих из них происходящее может стать личной трагедией, но со стороны выглядит как трагифарс. Вряд ли их судьба, символично отраженная в заброшенной могиле Березовского на чужбине, вызовет у российского народа сожаление.
Они хотели стать королями за счет гибели России. Но Россия опять выжила и бросила вызов тем, кому они подражали – и кто теперь собирается вытереть о них ноги.