Новая ядерная доктрина США оправдывает рост военных расходов и допускает повтор ситуации с Хиросимой и Нагасаки. Так в Москве отреагировали на обнародование Пентагоном открытой части обновленной доктрины. В этом документе говорится о стремлении России стать сверхдержавой, ради чего она может первой нанести ядерный удар по США, которые сосредоточат усилия на разработке стратегических боезарядов малой мощности.
Посол России в США Анатолий Антонов заявил, что новая американская ядерная доктрина, в которой говорится о возможности Москвы первой нанести «ограниченный ядерный удар», должна оправдать рост военных расходов и наращивание ядерного потенциала. По его словам, американцам нужна «страшилка» в виде России. «Мы понимаем, что за этим стоит желание влить огромное количество средств в военно-промышленный комплекс, мы понимаем, какие огромные триллионы долларов за этим стоят», – сказал Антонов.
Новости партнеров
Дипломату удалось ознакомиться только с открытой частью документа и с первыми ремарками от министра обороны США Джеймса Мэттиса. Поэтому доктрина требует внимательного изучения и делать поспешные выводы Антонов считает непрофессиональным. «Но даже эти первые ремарки у меня как у человека, который долгое время занимался проблемой разоружения и нераспространения, конечно же, вызывают озабоченность. Или даже давайте так, не будем торопиться, вызывают вопросы», – добавил Антонов.
Открытую часть новой ядерной доктрины, представленной в виде обзора, Пентагон опубликовал в пятницу, в том числе на русском языке. В документе уделено большое внимание развитию ядерных сил России, КНДР, Ирана и Китая. В Пентагоне указывают на стремление Москвы стать сверхдержавой. Вместе с тем американцы хотят стабильных отношений с Кремлем и не рассматривают его в качестве противника. Подобная позиция выражена и в отношении Пекина.
Как пояснила исполняющая обязанности помощника госсекретаря США по контролю над вооружениями, верификации и проверке соглашений Анита Фридт, «Россия не является приоритетом этой доктрины никоим образом». В то же время российские власти якобы могут пойти на превентивный ядерный удар, «ошибочно ожидая, что принудительные ядерные угрозы или ограниченный первый удар могли бы парализовать США и НАТО и тем самым положить конец конфликту на условиях России». В качестве «эффективного сдерживания» ядерных и неядерных атак со стороны Москвы необходимо, чтобы «российское руководство не заблуждалось относительно последствий ограниченного первого применения ядерного оружия как против США, так и на региональном уровне».
Сейчас, утверждает Фридт, Россия модернизирует ядерное оружие, стратегические системы и принимает военные стратегии по расширению ядерного потенциала. «Эти события, наряду с захватом Россией Крыма и ядерными угрозами для наших союзников, подтверждают решительность Москвы вернуться к противостоянию великих держав», – сказала Фридт.
Замминистра обороны Джон Руд назвал отличительной чертой доктрины адаптивный подход под разные страны и различные обстоятельства, так как «один подход для всех» не работает. Теперь ответ США будет варьироваться в зависимости от конкретного противника, страны и угрозы. «Есть очень разные страны, скажем, Северная Корея против тех имеющихся обеспокоенностей в отношении РФ или Китая. Есть различные условия, и нам необходимо более гибкие возможности для разработки сдерживания», – пояснил представитель Пентагона.
По его словам, доктрина не предусматривает автоматический ответ, если Россия применит заряд малой мощности против Вашингтона или его союзников. Но Руд «в высшей степени предостерег» любую страну от рассмотрения подобных действий.
КНДР в Пентагоне называют «непредсказуемой» угрозой для США в связи с чередой ядерных испытаний. В докладе говорится о производстве Пхеньяном плутония и высокообогащенного урана для ядерного оружия. А Иран якобы продолжает развивать крупнейшую ракетную программу на Ближнем Востоке, химическое и биологическое оружие.
Новости партнеров
Президент США Дональд Трамп назвал доктрину реалистичной, способной обеспечить эффективное ядерное сдерживание. Он заявил о приверженности Вашингтона нераспространению ядерного оружия. Одновременно документ подтверждает модернизацию американской ядерной триады (межконтинентальные ракеты, стратегические подводные лодки и авиация). Ранее эту модернизацию, подчеркнул президент, слишком долго откладывали предыдущие президенты.
Другие усилия США будут направлены на разработку ядерных боезарядов малой мощности. Их планируется размещать на подлодках и оснащать ими крылатые ракеты морского базирования. В документе отмечается, что разработка новых боеголовок или увеличения ядерного арсенала не требуется.
Согласно доктрине, США прибегнут к ядерному оружию только в «чрезвычайных обстоятельствах», когда речь идет о защите жизненно важных интересов государства и его союзников. К «чрезвычайным обстоятельствам» относится и неядерная атака. В целом Пентагон выступает за сокращение ядерного оружия, но не согласен с предложенным в ООН договором о его полном запрещении.
Впрочем, в Москве отмечают, что документ допускает повторы ядерной бомбежки Хиросимы и Нагасаки. Об этом говорится в заявлении зампреда сенатского комитета по обороне и безопасности Франца Клинцевича. «Весь мир помнит Хиросиму и Нагасаки. Американская ядерная доктрина не накладывает табу на повторение подобного, и это беспокоит больше всего», – заявил Клинцевич.
Он отметил, что доктрина серьезно усиливает конфронтационную составляющую во внешней политики США, делая упор не на взаимодействие с Россией в этой сфере вооружений, а на соперничество с ней. «Уже не первый раз в истории США делают крайне опасную и не имеющую никаких реальных перспектив ставку на слом стратегического равновесия сил в мире в свою пользу», – констатировал Клинцевич.
В свою очередь член международного комитета Совфеда Олег Морозов назвал американскую доктрину декларацией о новом витке гонки вооружений, если не по количественным, то по качественным параметрам, с использованием новейших технологий. Американцы пытаются вернуть себе международное доминирование, но они утрачивают свое прежнее положение в мире, «отсюда и такая нервозность».
Морозов отметил, что эта концепция выглядит очень демагогически, это попытка «сидеть на двух стульях». «Эта доктрина демагогическая, она скорее призвана иметь пропагандистский эффект, что мы готовы к разоружению, что мы готовы к конструктивному диалогу, но вот, не можем этого сделать, потому что там есть вот такие жуткие страны, как Россия, КНДР, Иран и КНР. Так что все достаточно в этом смысле традиционно», – сказал Морозов в интервью РИА «Новости».