В списке 114 российских политиков и 96 бизнесменов
Минфин США опубликовал так называемый кремлевский доклад, содержащий информацию о близких к руководству России высокопоставленных чиновниках и бизнесменах, сообщило AP. В списке 210 человек – 114 чиновников и 96 «олигархов». В него, в частности, вошли главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин, председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, спикер Госдумы Вячеслав Володин и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, указывает ТАСС со ссылкой на текст доклада. Также в список включены руководительадминистрации президента России Антон Вайно, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, директор ФСБ Александр Бортников, руководитель «Ростеха» Сергей Чемезов, президент ВТБ Андрей Костин и президент Сбербанка Герман Греф, министр энергетики Александр Новак, советники президента России Герман Клименко и Сергей Глазьев, министр транспорта Максим Соколов, гендиректор РЖД Олег Белозеров, министр сельского хозяйства Александр Ткачев.
В списке оказались все руководители администрации президента, его помощники и советники, премьер-министр Дмитрий Медведев и весь кабинет министров.
Новости партнеров
В «кремлевский доклад» также вошли бизнесмены Роман Абрамович, Алишер Усманов, Сулейман Керимов, создатель «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский, Вагит Алекперов, Леонид Михельсон, Михаил Фридман, Михаил Гуцериев. Как уточняет Bloomberg, в докладе оказались Олег Дерипаска и Юрий Мильнер.
Представитель «Лукойла» (совладелец Вагит Алекперов) от комментариев отказался. Представитель «Базэла» (Дерипаска через этой структуру владеет своими основными активами) комментировать ситуацию пока не стал.
Подготовку такого доклада предусматривает законопроект «О противостоянии противникам Америки посредством санкций» (Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act, CAATSA), который президент США Дональд Трамп подписал в августе 2017 г.
Санкции попавшим под радары не грозят: мгновенно в отношении людей из списка они введены не будут, поясняет партнер Debevoise & Plimpton LLP Алан Карташкин. Но к людям из него, их родственникам и деловым партнерам будет повышенное внимание, предупреждает партнер Nektorov Saveliev & Partners Илья Рачков. Проблемы могут возникнуть при открытии счетов, заключении сделок, этих людей могут начать воспринимать как токсичных, считает он. Возможно, после публикации списка появится и закон, который обяжет администрацию президента США при определенных условиях ввести против людей из него санкции, говорит Карташкин. Добиться же исключения из списка будет сложно или почти невозможно, говорит Рачков.
Бизнес к появлению такого списка готовился давно и успел изрядно понервничать. Одной из самых обсуждаемых тем грядущие санкции стали и на Давосском форуме. Его участники рассказывали, что в конце минувшего года было много нервов, правда, перед самой публикацией списка все немного выдохнули. Устали бояться, говорил один из участников форума. Бизнесмены обращались в Вашингтоне к юристам, лоббистам и бывшим чиновникам, занимавшимся санкциями, пишет Financial Times. «Ко всем моим друзьям обращались множество раз, – сказал газете Дэниел Фрид, бывший посол США в Польше и сотрудник Совета национальной безопасности США, который сейчас работает в аналитическом центре Атлантический совет. По его словам, некоторые предлагали «хорошо заплатить» за совет, как действовать, чтобы не попасть в список. Многие и сейчас беспокоятся, но активных действий по предотвращению попадания в список уже не принимают, говорил недавно топ-менеджер крупного банка: сначала попробовали что-то сделать, но потом стало понятно, что все это уже бесполезно для тех, кто попал под радары.
Хотя прямых санкций список не влечет, бизнес к появлению своих имен в нем готовился, рассказывает налоговый консультант крупной компании. «Некоторые уже начали сворачивать бизнес, вести себя, как будто они уже в списке, играть на опережение», – рассказывал руководитель департамента международных санкций PwC Дэниэл Тенненбаум (цитата по Bloomberg). Чтобы сохранить свои активы, многие меняли их юрисдикцию, в том числе переводили в Россию, рассказывает налоговый консультант. Все условия для этого создают и российские власти: в 2018 г. будет проведена повторная амнистия капитала, а легализовав капитал, бизнесмены смогут вернуть его в Россию, не выплачивая налоги. Тем, кто воспользуется офертой государства, чиновники готовы предложить еще и финансовый инструмент – еврооблигации. Условия и тут самые выгодные: налоги с дохода от курсовой разницы на момент покупки и продажи государство брать не собирается.
С сегодняшнего дня начинает действовать и сам закон «О противодействии противникам США посредством санкций» (CAATSA), предписавший американскому минфину составить «черный список». Принципиальное отличие мер, предусмотренных CAATS, от остальных санкций в том, что теперь наказание может применяться к любым контрагентам компании из санкционного списка, заключившим с ней существенную сделку, объясняет Карташкин. Им грозит ограничение на экспорт товаров из США, запрет на получение любых финансовых услуг в США и привлечение финансирования с участием американских банков и инвесторов, введение ограничений на владение имуществом в США и запрет на выдачу виз и на въезд в США руководству компании и ее контрольным акционерам. Выйти и из-под этих санкций будет почти невозможно. CAATSA дает возможность конгрессу заблокировать решение президента об их снятии. Такие же условия содержала поправка Джексона – Вэника, которая была принята в разгар холодной войны в 1974 г. и вводила ограничения на торговлю между США и СССР. Отменена она была лишь спустя 38 лет.
Новости партнеров
Также в пятницу министерство финансов США должно представить еще один доклад, в котором должен быть оценен эффект от введения возможных ограничений на операции с российскими облигациями и акциями.