Слабая система ПВО, устаревающие танки, нехватка крылатых ракет и уязвимость перед кибератаками — в случае войны Туманный Альбион не сможет противопоставить России ровным счетом ничего. Так оценил военный потенциал собственный страны глава Генштаба вооруженных сил Великобритании генерал Ник Картер, выступив в Объединенном Королевском институте по исследованию вопросов безопасности и обороны. Британские СМИ, в частности Times, назвали его речь в высшей степени необычной. О том, что за ней может скрываться, — в нашем материале.
Разница потенциалов
Новости партнеров
Речь главы британского Генштаба, если изложить ее суть в двух словах, сводится к знаменитому восклицанию министра обороны США Джеймса Форрестола времен начала холодной войны: «Русские идут!» Генерал Картер старательно и последовательно нагоняет жути: у России есть ракеты средней дальности, Москва умеет быстро перебрасывать крупные войсковые соединения, у Кремля очень много танков и артиллерии, крылатые ракеты «Калибр» бьют точно и больно, в области радиоэлектронной борьбы Москве нет равных и так далее. Потенциал своих войск глава Генштаба, напротив, оценивает крайне низко. По его словам, Великобритания уже давно не закупала новой бронетехники, ПВО страны зияет прорехами и не способна отразить массированное воздушное нападение, а флот испытывает острую нехватку кораблей. В конце разгромной тирады генерал подводит неутешительный итог: «Страна крайне уязвима перед возможным нападением со стороны России».
Ник Картер, несомненно, прав, особенно если два государства столкнуть лбами вне контекста членства первой в НАТО. Численно Вооруженные силы России превосходят британскую армию более чем шестикратно — миллион штыков против 150 тысяч. По количеству танков Москва далеко впереди: 2700 строевых Т-72, Т-80 и Т-90 (плюс 17 тысяч машин на складах хранения) против 227 британских Challenger II. Схожая картина в авиации (более 3,5 тысяч самолетов и вертолетов у России против 900 у Британии) — и по всем остальным основным видам вооружений, от боевых машин пехоты до реактивной артиллерии. Ядерный потенциал лучше даже не сравнивать: семь тысяч боеголовок против двух сотен.
Тем не менее считать британских военных мальчиками для битья было бы опрометчиво. Во-первых, страна обладает многовековой военной традицией и богатым боевым опытом. Во-вторых, Туманный Альбион неудобен для вторжения чисто географически. Довольно сложно представить себе российские десантные баржи, рвущиеся через Ла-Манш к британским берегам. Чтобы организовать плацдарм для такой операции, пришлось бы сначала захватить Францию и все страны по дороге.
В-третьих, военный бюджет Москвы и Лондона примерно одинаков. Обе страны тратят на оборонные нужды около 50 миллиардов долларов. Обе располагают мощной промышленной базой, позволяющей быстро нарастить военное производство. Наконец, четвертое и главное: за Великобританией стоит вся мощь блока НАТО, готового, по крайней мере на бумаге, вступиться за любую из своих стран-участниц. Почему же в речи высокопоставленного генерала отчетливо слышны панические нотки?
«В силу исторических обстоятельств Великобритания никогда не обладала мощными сухопутными войсками, — рассказывает директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. — Британцы всегда стремились контролировать ключевые морские пути и делали ставку на военный флот. Но когда распалась их империя, Великобритания окончательно и бесповоротно «легла» под США. Со времен холодной войны безопасность англичанам обеспечивали американцы, играющие в НАТО ведущую партию. Но сегодня Дональд Трамп не дает уверенности ни одному из членов североатлантического альянса в том, что США вступятся за них, если возникнет необходимость. Поэтому так тревожен тон генерала Ника Картера».
Выгодный противник
По словам эксперта, в последние десятилетия Лондон постоянно и планомерно сокращал численность своих вооруженных сил: знаменитых британских десантников, например, осталась всего одна бригада. Есть проблемы и с флотом. На сегодняшний день в составе королевских ВМС нет боеспособных ударных эсминцев с крылатыми ракетами — все шесть новых кораблей проекта Daring стоят на якорях в Портсмуте из-за поломок, нехватки личного состава и планового ремонта. А единственный действующий авианосец «Королева Елизавета», переданный флоту 7 декабря 2017 года, спустя две недели дал течь прямо у причала. Этот инцидент не лучшим образом характеризует современное состояние британской кораблестроительной отрасли.
Новости партнеров
«Поступает информация о том, что у британцев множество проблем по всему спектру боевых платформ — от самолетов до бронетехники, — говорит Иван Коновалов. — Ситуация усугубляется тем, что денег на поддержание материальной части не хватает. Генералитет панически боится дальнейшего сокращения оборонного бюджета. И этот скрытый страх угадывается в речи генерала Картера. Западные военные вообще склонны преувеличивать угрозу, даже в ущерб своей репутации. А британцы — известные мастера наводить панику и нагонять тумана».
Как подчеркнул эксперт, подобные «страшилки» выгодны не только военным, но и оборонно-промышленному комплексу страны, который фактически представлен монополистом — компанией BAE Systems. Эта корпорация-гигант производит практически все виды вооружений — от танков до самолетов — и пользуется огромным влиянием в политических кругах Великобритании. Очевидно, что руководство компании заинтересовано в новых крупных заказах. А влиять на членов парламента, составляющих бюджеты, эффективнее всего через военных. Паническая речь патриота в генеральском мундире убедительнее, чем доводы финансового воротилы в дорогом костюме.
«Наконец, нельзя забывать, что у нас с Британией всегда было историческое соперничество, — подытоживает Коновалов. — Большая игра, политические интриги, втягивание России в ненужные ей конфликты. Выражение «англичанка гадит» возникло не на пустом месте. Эта традиция, глубоко укоренившаяся в головах британского истеблишмента, существует и сегодня. Военная и политическая элита страны может прекрасно понимать, что Россия биться с Великобританией не собирается. Наши Вооруженные силы имеют главным образом оборонительную конфигурацию и предназначены для защиты своей территории. Но Россия, позиционируемая как потенциальный противник, который еще и очень силен, — весьма выгодное пугало. А британцы прекрасно умеют извлекать военные и политические бонусы из чего угодно».