«Не надо трогать ельцинских, давайте дистиллированно мочить путинских; а Фридман и Авен – ельцинские». О такой логике российских лоббистов в США сообщили некоторые журналисты. В попытке вывести из «списка друзей Путина» ельцинских олигархов заподозрили и бывшего президентского советника Андрея Илларионова. Последние месяцы именно он активно помогает американцам в разработке теоретических основ составления персональных санкционных списков – сначала из семи, а потом и из 11 категорий друзей Путина.
Андрей Илларионов и публицист Андрей Пионтковский заявили, что не участвовали, не участвуют и не собираются участвовать в действиях по лоббированию администрации США, Конгресса США, любых иных государственных органов США по включению (или невключению) конкретных лиц и конкретных компаний в «Кремлевский доклад». Мы заявляем, что наша принципиальная позиция заключается в том, что все лица и все компании, подпадающие под разработанные с нашим участием критерии и идентифицированные с нашей помощью группы лиц и компаний, должны быть включены в «Кремлевский доклад». «Именно эту принципиальную позицию мы всегда отстаивали, отстаиваем и собираемся отстаивать в дальнейшем», – написал Илларионов на своей странице в соцсети.
Новости партнеров
Поводом для этого опровержения стали слухи об участии Илларионова и Пионтковского в выгораживании нескольких бизнесменов ельцинского периода, которые не хотели бы обнаружить свои имена в списке друзей Путина в так называемом «Кремлевском докладе». Этот доклад в окончательной редакции может появиться уже до 29 января – то есть на следующей неделе.
Как известно, 2 августа 2017 года президент Дональд Трамп подписал закон о «Противодействии противникам США посредством санкций» (CAATSA). В статье 241 этого акта содержится поручение «министру финансов США в сотрудничестве с директором Национальной разведки и государственным секретарем» представить Конгрессу США подробный доклад (часть которого может быть секретной), который должен включать в себя «идентификацию наиболее важных высокопоставленных политических деятелей и олигархов в РФ, определяемых их близостью к российскому режиму и их чистым капиталом». В статье 241 говорится, что в докладе должны быть рассмотрены отношения этих лиц с президентом России Владимиром Путиным, определена их причастность к коррупции, оценен их чистый капитал и известные источники дохода. В статье также ставятся аналогичные задачи в отношении полугосударственных субъектов с распределенной собственностью, служащих российскому государству.
В ноябре прошлого года Андрей Илларионов, Андерс Ослунд, Андрей Пионтковский и Дэниел Фрид опубликовали на английском языке меморандум «Кремлевский доклад. Как определить кремлевскую правящую элиту и ее агентов». Один из авторов меморандума Дэниел Фрид представлен как координатор Госдепа США по политике санкций, который «разработал санкции США против России, крупнейшей программы санкций США на сегодняшний день, и договорился о введении подобных санкций со стороны Европы, Канады, Японии и Австралии».
Потенциальные мишени американских санкций в трудах Илларионова и его коллег первоначально были объединены в семь категорий. Первая – это «высокопоставленные политические деятели, полугосударственные организации, бизнесмены, несущие ответственность за агрессивные, коррумпированные или преступные операции в пределах Российской Федерации и за ее пределами». Вторая категория – «ближний круг друзей Путина из Санкт-Петербурга, с которыми он занимался бизнесом с начала 1990-х годов». Третья категория – это «золотые дети», которым члены ближнего круга Путина передали часть богатства. Четвертая категория – это «личные друзья Путина, сохраняющие его личные средства». Пятая категория – это «общеизвестные «олигархи», являющиеся крупными бизнесменами, сильно выигрывающие от совместного ведения прямого бизнеса с Кремлем». Шестая категория – «коррумпированные менеджеры государственных компаний, обязанные своим положением близким отношениям с Путиным и использующие свои позиции для откровенного воровства». Седьмую категорию образуют «полугосударственные компании, принадлежащие лицам, отмеченным в шестой категории». В декабре появились сообщения, что в методике Илларионова уже 11 категорий потенциальных мишеней для санкций. Там появились, в частности «члены международного Путинтерна, а также активисты клуба «Путинферштеен», а именно известные иностранные политики в отставке и эксперты».
Подозрения в попытке выгородить олигархов ельцинского призыва возникли из-за следующего пассажа в ноябрьском изложении санкционной теории Илларионова и его коллег: «Крупные российские бизнесмены не должны быть включены в список только из-за величины своих активов. Некоторые из них создали свои состояния до Путина, и затем, чтобы выжить, были вынуждены платить крупную дань Кремлю. Включение таких лиц в Кремлевский доклад не соответствовало бы целям статьи 241».
И эти подозрения усилились, когда персональных кандидатов в санкционные списки начали предлагать сначала российские оппозиционеры, а потом и американские сенаторы. В прошлый четверг американские сенаторы призвали администрацию президента США обратить внимание на генпрокурора РФ Юрия Чайку и бизнесмена Алишера Усманова в предстоящем докладе в рамках реализации закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций». «Некоторые из их сделок затрагивали граждан США и доли американских компаний, повышая вероятность нарушения закона о борьбе с иностранной коррупцией», – говорится в письме представителей верхней палаты Конгресса США Роджера Уикера, Марко Рубио, Кори Гарднера и Линдси Грэма. Теперь же Илларионов и Пионтковский вдруг объявили, что именно они и не имеют отношения к персональному составу санкционных списков.
Между тем пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил 21 января, что власти РФ уже приняли все необходимые меры предосторожности, чтобы не допустить вреда от публикации США «кремлевского доклада».