Вопрос поставок современных систем вооружений в Сербию стал одним из основных на переговорах между президентами Владимиром Путиным и Александром Вучичем. Озвучены и другие политические инициативы, например о зоне свободной торговли Сербии и ЕАЭС. В США и ЕС вынужденно признают: позиции РФ на Балканах усилились. И на то есть причина.
Как заявил сам Вучич в ходе визита в Россию, «военно-техническое сотрудничество Москвы и Белграда достигло беспрецедентного уровня» и «уже десятилетий такого успешного сотрудничества не было».
Новости партнеров
Если быть до конца честным, то речь идет не о десятилетиях: вообще никогда такого сотрудничества в военно-технической сфере не было. И не то что в истории контактов России и Сербии, но также Югославии и СССР. Теоретически подобные масштабы поставок российской военной техники и вооружений на Балканы можно сравнить только с тем, что происходило во второй половине ХIХ века и перед Первой мировой войной.
«Еще год назад у нас практически не было собственных воздушных сил. У нас было два МиГ-21 и два МиГ-29, все остальное было уничтожено в предыдущих конфликтах, особенно американцами, – признал Вучич. – За прошедший период мы купили 11 вертолетов, сейчас идут переговоры о покупке еще шести. Для нас это очень большие цифры».
Также Белград собирается закупить у России системы ПВО. По этому вопросу сейчас идут переговоры сербских специалистов с представителями «Рособоронэкспорта». При этом еще в октябре сербские ВВС получили от РФ шесть истребителей МиГ-29, предоставленных в качестве военно-технической помощи.
Более того, в качестве меры поддержки от России Сербия бесплатно получит 30 танков Т-72 и 30 боевых разведывательно-дозорных машин БРДМ-2. Наконец, в рабочем режиме обсуждается вопрос поставок систем «Бук-М1» и «Бук-М2», а также зенитного ракетно-пушечного комплекса «Тунгуска».
В целом параметры сотрудничества в этой сфере были понятны и ранее: абсолютное новшество последних дней – это разве что поставки военно-транспортных вертолетов. Но заинтересованность Белграда в заключении соглашения о зоне свободной торговли с Евразийским экономическим союзом – это практически сенсация. Об этом Вучич сообщил в рамках своего выступления перед студентами МГИМО.
«Мы над этим уже долгое время работаем, мы хотим создать зону свободной торговли с ЕАЭС, – подчеркнул он. – Я считаю, что новое соглашение наилучшим образом внесло бы вклад в наши отношения. В данное время я не вижу проблем».
В свою очередь, Владимир Путин по итогам переговоров с коллегой заявил, что создание ЗСТ между ЕАЭС и Сербией «откроет новые возможности для развития деловых связей».
Новости партнеров
И прежде, и теперь Вучич неоднократно подчеркивал, что Сербия «находится на европейском пути». Но парадокс в том, что ни он сам, ни вообще кто-либо в Белграде так толком и не сформулировал, что означает это ритуальное заклинание в практическом плане. Довольно долго ему удавалось с помощью этой магической фразы парализовать сознание Брюсселя и Вашингтона, но похоже, что терпение американцев лопнуло.
В последние несколько месяцев вашингтонские эмиссары стали в ультимативной, порой в откровенно хамской форме требовать от Белграда занять однозначную позицию. Брюссель тоже начал догадываться, что с этим «еуропским путом» что-то не так и ведет он, видимо, не совсем в ту Европу, в какую планировалось. Но европейцы сделать с этим ничего не могут, а американцы окончательно сбились на крики и угрозы, что закономерно вызывает встречную реакцию сербов даже на бытовом уровне.
Вот и сейчас Вучич вновь подчеркнул, что Сербия ни при каких обстоятельствах не присоединится к антироссийским санкциям. И предложил превратить свою страну в крупного транзитера газа, раз уж с некоторыми другими странами так сложно иметь дело из-за давления с американской стороны.
Поднималась в Москве и тема Косова. Владимир Путин, в частности, заявил, что Россия примет любое совместное решение Белграда и Приштины по этому вопросу. Но подчеркнул – ситуация должна быть урегулирована политическим путем, на основе диалога сторон и в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН. На деле такая дипломатическая формулировка означает, что Москва поддерживает позицию Белграда, поскольку с точки зрения наших европейских партнеров, США и Приштины (если ее вообще кто спрашивал) Косово уже сейчас независимое государство. Сербия же настаивает на возобновлении диалога и выхода края из своего состава не признает.
В отличие от многих своих соседей, Сербия намерена открыто демонстрировать свои дружеские отношения с Москвой, что по меркам современного мира достаточно смелый шаг. Например, в будущем 2018 году Белград будет на высшем уровне участвовать в мероприятиях, посвященных 75-летию Сталинградской битвы, а в феврале будет широко отмечаться 180-летие установления дипломатических отношений с Россией. Кроме того, Вучич пригласил Путина в Белград на празднование 800-летия автокефальности Сербской православной церкви. Предположительно, российский президент может принять участие в мероприятиях по открытию Собора Святого Саввы в Белграде – многолетнего долгостроя, завершение которого планируется как раз к юбилею. Вучич наверняка знает, что на 18 марта в России назначены президентские выборы, но, видимо, не сомневается в их результате.
Для него это был первый официальный визит в Москву в качестве главы государства, и он постарался произнести максимум дружественных формулировок, чем наверняка вызовет новую волну критики на Западе. Но чем больше неадекватного давления оказывают на Белград Вашингтон и Брюссель, тем более открыто Вучич и его правительство выказывают приверженность дружеским отношениям с Россией.
В Вашингтоне расценивают происходящее как «провал американской дипломатии». Разговоры об «экспансии России на Балканы» (особенно на фоне черногорского кризиса и вялотекущего конфликта в Македонии) постепенно встают в один ряд с «русскими хакерами». Пока это не приводит к радикализации ситуации на Балканах в целом, но потенциально такая угроза есть, и Белград заранее пытается заручиться российской поддержкой.
Где-то на заднем плане тлеет самый опасный костер – ситуация вокруг Республики Сербской, которая все еще планирует провести референдум о выходе из состава Боснии и Герцеговины. Перевооружение сербской армии в таком контексте – насущная необходимость, почти наверняка можно утверждать, что Москва продолжит курс на модернизацию военного потенциала республики. Нынешние поставки вооружений – это только начало.