Австрийская «Партия свободы» (АПС), лидер которой Хайнц-Кристиан Штрахе известен одобрением референдума в Крыму и жесткой критикой Евромайдана, получила ключевые посты в правительстве страны: вице-канцлера, министров иностранных дел и обороны. Приход националистов к власти стал возможен благодаря соглашению с консервативной «Народной партией» и ее лидером Себастьяном Курцем. Для России возвышение АПС означает появление готового к переговорам посредника в самом центре Европы.
«Политика Австрии может измениться»
Новости партнеров
У Москвы и австрийской «Партии Свободы» давняя история взаимоотношений. В 2014 году наблюдателем на референдуме в Крыму выступил будущий вице-мэр Вены, представитель АПС Йоханн Гуденус. С тех пор позицию ЕС и НАТО в отношении России многократно критиковал лидер партии Хайнц-Кристиан Штрахе. Последний по времени официальный визит его однопартийцев на полуостров относится к ноябрю 2017 года.
Ровно год назад, в прошлом декабре, между АПС и российской партией «Единая Россия» было заключено соглашение о сотрудничестве. Штрахе и экс-кандидат националистов на выборах президента Норберт Хофер посетили Москву. «Новое коалиционное правительство Австрии, в которое почти на равных войдут представители «Народной партии» и АПС, способно изменить политику одной из ведущих стран Европы, в том числе её международную составляющую», — рассказал заместитель секретаря Генсовета «Единой России» Сергей Железняк.
Перемены, если они последуют, могут быть позитивными для России. Хайнц-Кристиан Штрахе, ставший в Австрии вице-канцлером, выступает с критикой событий на Майдане, в которых усматривает признаки заговора. «Сегодня мы знаем, что тогда сыграли свою роль западные спецслужбы», — говорит Штрахе. Что касается будущего Крыма, то для главы АПС открыты два варианта: либо признание полуострова в составе России, либо проведение повторного референдума в обозримые сроки под контролем международных сил.
«Нас не спросили про мигрантов»
Победа австрийских националистов отражает укрепление позиций АПС в истеблишменте Австрии. Австрийский политик, кандидат в депутаты парламента Андрей Серов рассказал, что желание защитить свои границы от притока переселенцев становится в стране всеобщим. «Австрия одна из стран в Европе, принявших наибольшее количество беженцев. Это при населении в 7 миллионов человек. Сюда бегут все — из Сомали, Афганистана, Ирака, Эритреи, Эфиопии, Косово, Албании, жители Украины, чеченцы с российскими паспортами — и Австрия всех их принимает. Почему? Нас не спросили, хотим ли мы видеть этих людей в нашей стране», — возмущается Серов.
Распространение антимигрантских настроений в Австрии обернулось поправением всего политического спектра страны: на меры по ограничению въезда стали соглашаться социал-демократы. С их подачи в 2016 году было введено «чрезвычайное положение в связи с беженцами». Однако убедить избирателей эти меры не смогли. Общественное мнение качнулось в поддержку «Народной партии» и националистов.
Ключевой пункт программы АПС — усиление пограничного контроля и ужесточение требований к лицам, желающим получить право на убежище. В этом отношении между партией Штрахе и новым канцлером Себастьяном Курцем полное согласие. Однако стороны расходятся в вопросе о внешней политике. Консерватор Курц выступает против признания Крыма, хотя и намерен сохранить нейтральный статус Австрии, не являющейся членом НАТО.
Новости партнеров
Во время переговоров о формировании коалиционного правительства на канцлера оказывалось давление, чтобы тот не передавал в распоряжение националистов пост министра иностранных дел. В итоге полномочия разделили: ведение европейских дел оставил за сбой Курц, а новому главе МИД от АПС Карин Кнайссл достались Ближний Восток, Соединенные Штаты и постсоветское пространство.
«Новый канцлер радикальнее правых радикалов»
Передача в распоряжение АПС части внешней политики может обернуться целым рядом серьезных дипломатических скандалов. Незадолго до назначения на высокий пост новый вице-канцлер Штрахе призывал Австрию признать Иерусалим столицей Израиля. С 6 декабря, когда решение об этом было принято президентом США Дональдом Трампом, в Палестине не утихают акции протеста. При неблагоприятном развитии событий гнев демонстрантов может перекинуться и на австрийские представительства.
Трудности могут ожидать Вену и в отношениях с ее ближайшим соседом — Италией. Штрахе выступает в поддержку автономии Южного Тироля, германоязычного региона, после Первой мировой выведенного из состава Австрии. Последняя по времени инициатива националистов — вручение тирольским немцам двойных паспортов без согласия Рима. В Италии подобный подход резко осуждают как проявление «этнического национализма».
Возможно, наиболее непримиримая реакция на приход к власти АПС пришла из Турции. Анкару не устраивает предложение националистов официально прекратить переговоры по вступлению страны в Евросоюз. В этом вопросе партия Штрахе пользуется полной поддержкой Курца. Министр по европейским делам Турции Омер Челик обрушился и на консерваторов, и на националистов, включая главу правительства, идеи которого назвал «более радикальными, чем у правых радикалов»
Резкая реакция турецких властей отчасти объясняется символическим жестом австрийцев: о заключении соглашения между консерваторами и «Партией свободы» было объявлено на горе Каленберг, месте паломничества австрийских ультраправых, откуда в 1683 году вынуждены были отступить осаждавшие Вену турки.