«Они считают, что можно было издеваться бесконечно над военными из России». Так украинские же эксперты описывают вызывающее поведение украинских военных, из-за которого Россия приняла решение больше не участвовать в работе Совместного центра контроля и координации режима прекращения огня (СЦКК) в Донбассе. К каким последствиям это приведет?
Работа российских военных в Совместном центре контроля и координации режима прекращения огня (СЦКК) в Донбассе стала невозможна из-за действий Киева. Офицеры из российского представительства покинут Украину уже во вторник. Об этом решении сообщил в понедельник МИД России. Ранее о том, что представители России в СЦКК в течение недели покинут Донбасс, сообщил представитель ополчения ДНР Эдуард Басурин.
Новости партнеров
СЦКК был создан во исполнение Минских соглашений. Задачей этой структуры было объявлено «установление режима полного прекращения огня и поэтапная стабилизация линии разграничения сторон». Помимо мониторинга отвода вооружений, СЦКК должен был курировать обмен пленными, совместно с представителями миссии ОБСЕ и «Красного Креста».
Центр заработал 26 сентября 2014 года. В его состав, помимо представителей Киева и мониторинговой группы ОБСЕ, вошли 76 российских военнослужащих. 39 из них находились на украинской территории: 23 – в штабе (в контролируемом ВСУ городе Соледар Донецкой области) и 16 – на наблюдательных пунктах у линии разграничения.
От дискриминации до похищения
В нарушение договоренностей президентов России и Украины, «украинская сторона сознательно создавала для входящих в его состав наших военнослужащих напряженную морально-психологическую обстановку», — сдержанно отметили в МИД России. Представитель Минобороны России в СЦКК полковник Андрей Коротков высказался более определенно: украинские власти создали «откровенно дискриминационные» условия работы для российских участников рабочей группы.
Нашим офицерам ограничивался доступ к линии соприкосновения. Проблемы были с проверкой несения службы на совместных наблюдательных пунктах, развернутых на подконтрольной Украине территории. «Дело доходило до запретов на общение с местным населением. Имели место случаи неуважительного отношения украинских военнослужащих к своим российским коллегам», — отмечают в МИД. В данном случае формулировка выглядит крайне дипломатично – неуважением дело не ограничивалось.
22 июня прошлого года сотрудники Службы безопасности Украины задержали начальника штаба российского представительства в СЦКК полковника Владимира Чебана, обвинив в шпионаже. Полковника привезли на российскую границу и выдворили, запретив посещение Украины в течение пяти лет.
Другой инцидент имел место 22 августа этого года. При следовании на обед навстречу строю российских офицеров двигался военнослужащий ВСУ без знаков различия, с пистолетом в кобуре.
Новости партнеров
«Поравнявшись со строем, он не только не выполнил воинское приветствие высшему офицеру ВС РФ, но и демонстративно задел плечом» руководителя представительства в СЦКК генерал-майора Олега Васильченко.
«На сделанное замечание отреагировал грубыми высказываниями, заявив, что генерал-майор Васильченко – генерал только в России. Другие военнослужащие обступили офицеров… охрана, представленная от ВСУ, не реагировала», — сообщил Истраков.
Ответственность полностью ложится на украинскую сторону
Помимо этих, отдельно взятых инцидентов, наличествовал и общий фон – «сознательно создаваемые препятствия».
Российские военные «рассматривали это как издевательства и об этом говорили уже не раз. Но все-таки продолжали участвовать в СЦКК, поскольку это важный элемент контроля над прекращением огня и не только», — сказал директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
Но, как отметили в МИД России, «Киев категорически возражал против какой-либо документальной регламентации функционирования СЦКК». Статус этой ключевой (с точки зрения «Минска») структуры так и не был прояснен. «Попытки решить этот вопрос на двустороннем уровне, либо на площадке минской Контактной группы, либо в «нормандском формате» успеха не имели», — констатировали в МИДе.
В результате, Москва была вынуждена свернуть российское присутствие в СЦКК, уведомив «наших зарубежных партнеров об этом вынужденном шаге». «Вся ответственность за возможные последствия полностью ложится на украинскую сторону», — подчеркнули в МИД.
«Это решение для российской стороны вынужденное, и никаких положительных изменений в процессе мирного урегулирования конфликта не принесет», — констатировал полномочный представитель ДНР на переговорах Минской контактной группы Денис Пушилин. «Более того, я ожидаю лишь ухудшения коммуникации по такому важнейшему направлению работы, как безопасность, в том числе в вопросах поддержания «режима тишины» и сдерживания огня», — цитировало Пушилина официальное Донецкое агентство новостей.
Новости партнеров
О том, как «работает» режим тишины, свидетельствует сообщение зама командующего ВС ДНР Эдуарда Басурина. По его словам, на донецком направлении артиллерийскому и минометному обстрелу с позиций ВСУ подверглись шесть населенных пунктов. «На горловском направлении по поселку Гольмовскому украинские военнослужащие применили артиллерию… ВСУ также обстреляли район Зайцево из гранатометов и стрелкового оружия», — сообщил Басурин на брифинге в понедельник. Всего только за сутки зафиксированы 17 нарушений прекращения огня с украинской стороны. По оценке наблюдателей, повышается вероятность эскалации конфликта.
Россия решила покинуть СЦКК, потому что не желает создавать иллюзию, что эта структура на самом деле работает – в то время как ее работа подорвана усилиями Киева, констатировал первый замглавы комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич. О том, что украинское руководство подрывает работу центра говорил и глава МИД России Сергей Лавров, выступая 7 декабря на заседании Совета глав МИД ОБСЕ в Вене.
В Верховной раде уже призвали к формальному упразднению СЦКК. Но, вне зависимости от того, будет ли де юре упразднено одно из главных детищ Минска, де факто оно уже не существует. СЦКК фактически не сможет работать, раз не будет представителей России, — подчеркивает политолог Михаил Погребинский.
Сигнал для «опекунов» Киева
«Это важный сигнал, обращенный, как мне кажется не к Киеву, а скорее к европейцам: немцам, французам – участникам нормандского формата – и американцам, что если дальше будет так продолжаться, многие проблемы решить просто не удастся, не говоря уже о вопросе о фундаментальном прекращении огня. Я думаю, это сигнал, мол, разбирайтесь со своими опекаемыми людьми», — отметил Погребинский. Это будет одной из тем переговоров спецпредставителя США Курта Волкера и помощника президента России Владислава Суркова или Нормандской четверки, кроме проблемы миротворцев, не исключил эксперт.
Погребинский отметил, что формально эта группа не упомянута в Минских соглашениях, а потому говорить об изменении политики в отношении Минска-2 преждевременно. В то же время он отметил: «Это повлияет на решение разного рода конфликтных моментов. Раньше они решались военными с обеих сторон. Военные обеспечивали прекращение огня, договариваясь друг с другом. Сейчас такой механизм не будет работать, поскольку договориться с представителями ДНР, ЛНР никто не сможет. Раньше это делали российские военные. Кроме того, мне кажется, это может осложнить ситуацию серьезно на линии противостояния».
Что же касается реакции украинской стороны, Погребинский подчеркнул: «Они же, по-видимому, считают, что можно было издеваться бесконечно над военными из РФ, потому что они заинтересованы — там же обстрелы идут главным образом по точкам, чувствительным, прежде всего, для жителей ДНР и ЛНР. И поэтому, мол, это будут проблемы ДНР и ЛНР, а не наши. Я не исключаю, что какая-то подобная реакция будет».