«Это было первым публичным заявлением России о том, что информация из США помогла предотвратить теракт», – подчеркивает газета The Washington Post, комментируя телефонный разговор Владимира Путина и Дональда Трампа, посвященный предотвращению теракта в Петербурге.
Накануне вечером президент России Владимир Путин провел телефонный разговор с американским коллегой Дональдом Трампом. Как сообщили в Кремле, российский лидер поблагодарил президента США за информацию ЦРУ о террористах «Исламского государства», готовивших взрывы в Петербурге. Информация американской спецслужбы помогла «выйти на след, обнаружить и задержать группу террористов, готовивших взрывы в Казанском соборе Санкт-Петербурга, а также в других людных местах города», говорится в сообщении.
Новости партнеров
Телефонный разговор двух президентов (второй за последние четыре дня) и тот факт, что президент России поблагодарил Трампа за помощь, не остался без внимания американских СМИ. «Хотя российские официальные лица заявляли, что обе страны продолжают обмениваться некоторыми разведданными о терроризме, заявление Кремля в воскресенье было первым публичным заявлением России о том, что информация из США помогла предотвратить теракт», – отмечала The Washington Post.
Российский президент, в свою очередь, «пообещал, что Россия поделится информацией о возможных (готовящихся) терактах в США, если такая информация появится», указывает Politico.
Газета The New York Times констатирует: «Американские спецслужбы обычно рассматривают ФСБ, преемницу КГБ, как противника, даже когда заявляют о сотрудничестве в борьбе с терроризмом». Издание напоминает о последствиях такого подхода. Задолго до теракта в Бостоне ФСБ передала ФБР информацию о связи Тамерлана и Джохара Царнаевых с радикальными группировками, но американская спецслужба проигнорировала эти предупреждения. Об этом факте, к слову, напоминал и Владимир Путин.
Нынешний факт сотрудничества выбивается из этой тенденции, делают вывод американские журналисты. Причина очевидна: «Россия страдает от атак тех же террористических организаций, что угрожают Соединенным Штатам», подчеркивает в заключение The New York Times.
Politico акцентирует внимание на внутриполитическом аспекте заявления президента США. «У Трампа непростые отношения с ЦРУ и разведсообществом в целом», – констатирует издание, напоминая о том, что хозяин Белого дома «публично и неоднократно сомневался в выводах разведывательного сообщества о вмешательстве России в президентские выборы 2016 года». Но теперь Трамп «после разговора с Путиным позвонил директору ЦРУ (Майку Помпео) и похвалил его самого, его талантливых сотрудников и все разведсообщество за хорошо проделанную работу». Правда, вопрос о том, считать ли помощь России комплиментом для ЦРУ, остается открытым.
Добавим, что разговор двух президентов состоялся накануне обнародования Трампом новой Стратегии национальной безопасности Соединенных Штатов (NSS). Ожидается, что президент США предъявит этот документ в понедельник. Los Angeles Times, цитируя заявление помощника Трампа по нацбезопасности Герберта Макмастера, отмечает: особое внимание будет уделено противодействию «ревизионистским державам» – Китаю и России, а также «ядерным угрозам со стороны Ирана и Северной Кореи».
При этом, как отмечает The New York Times, одна из двух бесед Трампа и Путина, имевших место за последние четыре дня, была посвящена как раз совместным усилиям Москвы и Вашингтона в разрешении ситуации вокруг КНДР.
Новости партнеров
Если контакты Путина и Трампа выбиваются из общей картины ухудшения отношений США и России, то стратегия нацбезопасности (в изложении Макмастера) закрепляет это охлаждение. По оценке Los Angeles Times, стратегия вполне отвечает пожеланиям «ветеранов» прежних республиканских администраций, которые критикуют Трампа за то, что он «уступил лидерство» Пекину и Москве, а также позволил возникнуть напряженности вокруг иранской и корейской проблем.