Всё более очевидным становится то, что американские политики при президенте Обаме «поддержали не тех людей» на Украине, пишет обозреватель Bloomberg Леонид Бершидский. По его мнению, президент Пётр Порошенко, пытаясь усилить свою власть, «оставляет без внимания» антикоррупционные институты, и теперь даже самые активные западные сторонники послереволюционного украинского правительства понимают, что с Порошенко «что-то не так»
Всё более очевидным становится то, что американские политики при президенте Обаме «поддержали не тех людей» на Украине. Президент Пётр Порошенко, пытаясь усилить свою власть, «оставляет без внимания» антикоррупционные институты, которые он был вынужден создать по требованию западных союзников Украины, пишет обозреватель Bloomberg Леонид Бершидский.
Новости партнеров
Порошенко, который недолго был на посту министра иностранных дел Украины, выглядел более опытным, чем его предшественник — свергнутый Виктор Янукович, — и сносно говорил по-английски. Он и его первый премьер-министр — Арсений Яценюк — знали, что «хотели услышать» Госдепартамент США и вице-президент Джо Байден, который был назначен администрацией Обамы уполномоченным по делам Украины. США, а вместе с ними и ЕС, поддержали Порошенко и Яценюка в качестве следующих лидеров Украины. Заручившись этой поддержкой, а также обещаниями крупной технической помощи и займов Международного валютного фонда, они выиграли выборы, позиционируя себе как «западники», которые сделают Украину частью Европы. Но их повестка дня оказалась более «корыстной».
В то время как Украина испытывала сильную потребность в западных средствах, Порошенко и его политические союзники следовали условиям, которые выдвинул Запад. В частности, парламент проголосовал за создание поста специального прокурора по борьбе с коррупцией, а также независимого Национального антикоррупционного бюро, которое должно было расследовать дела, связанные с коррупцией.
Как отмечает Бершидский, постепенно, однако, стало очевидно, что, хотя бюро и специальный прокурор могут делать громкие заявления и расследовать сотни дел, им трудно предъявлять обвинения, потому что судебная система в значительной степени нуждается в реформах. Европейские и американские союзники Украины потребовали создать специальный антикоррупционный суд. Однако Порошенко не был рад этой идее, отметив, что такой институт не существует почти ни в одной стране. Несмотря на неоднократные требования Запада, Порошенко до сих пор не представил законодательного предложения по суду.
В то же время генеральный прокурор Юрий Луценко, близкий союзник Порошенко, начал открытую войну против Национального антикоррупционного бюро. На прошлой неделе сотрудник бюро был задержан при попытке дать взятку сотруднику миграционной службы. В офисах бюро были проведены обыски. Руководитель Национального антикоррупционного бюро Артём Сытник заявил в ответ, что взятка была частью операции, о которой Луценко не знал. Это не помешало Луценко продолжать нападения на Сытника и его бюро, обвиняя их в незаконных операциях и несанкционированном сотрудничестве с ФБР США.
«Шума и перьев столько, что порой действо напоминает какой-то латиноамериканский карнавал», — отреагировал Порошенко на ссору, не занимая при этом сторону Луценко.
Однако США, как утверждает автор статьи, в этом конфликте открыто занимают сторону Национального антикоррупционного бюро. В понедельник Госдепартамент выступил с заявлением, в котором осуждался «срыв расследования коррупции на высоком уровне, арест сотрудников Национального антикоррупционного бюро Украины и захват важных файлов бюро».
«Для Украины нецелесообразно бороться за свое тело в Донбассе, если оно теряет свою душу от коррупции. Институты по борьбе с коррупцией должны поддерживаться, финансироваться и защищаться», — отметил госсекретарь Рекс Тиллерсон.
Новости партнеров
Однако у Порошенко, по-видимому, другие планы, отмечает обозреватель Bloomberg.
В этом году Украина вернула МВФ на $270 млн больше, чем получила от него. Государственный бюджет стабилизировался за счёт «скромного» экономического роста, который, согласно прогнозу Bloomberg, должен достичь в этом году 2%. В то же время позиция Запада по конфликту на востоке Украины «застыла». Существует больше шансов, чем когда-либо, что США предоставят Украине смертоносное оружие. Порошенко явно пришёл к выводу, что он не лишится политической поддержки Запада, пока он продолжает занимать антироссийскую позицию, и он больше не нуждается в регулярной финансовой поддержке. До тех пор пока западные лидеры считают Украину «оплотом» против России, он может действовать внутри страны, как любой другой украинский политик старой закалки, для которого границы между властью, деньгами и жёсткой силой «размыты».
Жесткие действия Порошенко против его самого ярого противника — бывшего президента Грузии и бывшего одесского губернатора Михаила Саакашвили — показывают, что Порошенко может быть таким же «беспощадным», как и Янукович. События, которые развернулись вокруг Саакашвили во вторник, заставили даже самых активных западных сторонников послереволюционного украинского правительства понять, что с Порошенко «что-то не так», отмечает Леонид Бершидский.
«Похоже, что президент Порошенко отказался от борьбы с коррупцией, каких-либо амбиций на экономический рост, финансирования ЕС или МВФ», — пишет экономист Андерс Аслунд, который довольно долго относился оптимистично к украинским реформам.
Однако Порошенко ничего бы не добился и не стал бы сегодня защищать непрозрачную, коррумпированную, отсталую политическую систему Украины без поддержки со стороны Запада. Никакое «дружеское давление» не изменит его. Если украинцы избавятся от своей апатии и сделают с ним то же самое, что и с Януковичем, эту ошибку не следует повторять. Нелегко найти молодых, более принципиальных, ориентированных на Европу политиков на Украине, но они существуют. В противном случае западным политикам и аналитикам придётся продолжать удивляться тому, как сильно похож на Януковича ещё один представитель старой элиты, предупреждает обозреватель Bloomberg Леонид Бершидский.
Материал представлен в пересказе ИноТВ