Для чего Порошенко объявил о скором вступлении в Североатлантический альянс
Президент Украины Пётр Порошенко намерен провести на Украине референдумы по вступлению в НАТО и ЕС. Об этом он заявил 1 декабря, выступая перед работниками прокуратуры.
Первую безуспешную попытку вступить в НАТО Украина предприняла ещё в 2008 году. Каковы теперь её шансы на вступление в Североатлантический альянс?
Новости партнеров
— Что касается референдума на Украине, вряд ли он повлияет на окончательное решение руководства НАТО — принимать ли «незалежную» в члены альянса, — говорит ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. — Сейчас вступление Украины в НАТО представляет нереальным, поскольку страна находится фактически в состоянии гражданской войны. Правда, при этом официальные лица в Киеве регулярно твердят, что воюют они не с собственным народом, а с Россией. Таким образом, киевский режим сам себе закрывает двери в НАТО, поскольку эта организация не принимает в свои ряды страны, ведущие войну. Помнится, с аналогичными территориальными проблемами пыталась вступить в Североатлантический альянс Грузия. При этом её руководство не утверждало, что ведёт войну с Россией. И всё равно Грузии было отказано.
Понятное дело, что если НАТО берёт в свой состав Украину, которая заявляет о российской агрессии, то по логике вещей, альянс должен тут же объявить войну России, что будет означать начало горячей фазы Третьей мировой войны. Тем более что Украина этого и потребует. Ведь Киев как раз тешит себя иллюзиями, что НАТО за него решит «проблемы» Донбасса и Крыма. На Западе, конечно, не хотят угробить себя и всю планету из-за Украины. И Порошенко, наверно, понимает это. Поэтому референдум, если он всё же будет организован, будет не более чем пропагандистским ходом киевской власти. Надо же чем-то отвлечь своё население, подать надежду оболваненным антироссийской пропагандой украинцам на то, что они ещё «поквитаются с москалями». Да заодно, этот референдум в очередной раз продемонстрирует лояльность Западу украинцев. И кто знает, может за эту лояльность, им ещё подкинут кредитов или начнут поставку современных вооружений.
— А разве население Украины едино в своём стремлении вступить в НАТО?
— Надо понимать, что украинское общество больше трёх лет живёт в условиях постоянно нагнетаемой антироссийской истерии. Кроме того, это уже не то население, что было в 2014 году. Сотни тысяч пророссийски настроенных граждан покинули страну. 2 миллиона теперь живут в субъекте Российской Федерации — Крыму. Около 4 миллионов живёт в ДНР и ЛНР. К тому же почти наверняка будут подтасованы результаты референдума. В итоге, будут нарисованы результаты — 60−70% громадян, желающих вступления страны в НАТО.
— Даже если формально Украина никогда не вступит в НАТО, альянс уже использует её территорию для своих целей. Будет или и дальше усиливаться эта ползучая натовская оккупация, насколько она опасна для России?
— Злая ирония судьбы в том, что это опасно в первую очередь для самой Украины. Запад просто хочет её использовать как таран против России, при этом не давая никаких гарантий безопасности. Нечто подобное в 2008 году произошло и с Грузией. Её использовали для «тестирования» России, готовы ли мы давать отпор. Саакашвили намекали, что Россия не посмеет вступиться за Южную Осетию, поскольку этого не позволит НАТО. Когда же мы всё же вмешались, Грузии предоставили «утираться» самостоятельно.
С Украиной может быть применена несколько иная тактика. Сейчас они стараются укрепить ВСУ, чтобы цена нашего возможного противостояния с «незалежной» возросла. Потом украинская армия может начать обстрелы нашей территории или будет устраивать рейды диверсантов, как это уже происходило в Крыму. Таким образом Запад через Киев может попытаться спровоцировать нас на полномасштабный конфликт с Киевом, чтобы в очередной раз выставить агрессором и добиться новых антироссийских санкций со стороны своих союзников. Поэтому я изначально говорил, что решать вопрос надо было сразу. Тогда бы мы потратили меньше крови и нервов.
Новости партнеров
— Сразу после распада СССР значительная часть украинской элиты заговорила о необходимости вступления новой страны в НАТО, — говорит руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелёв. — Был короткий период правления Януковича, когда официально Украина объявила себя внеблоковой нейтральной страной. Однако теперь стремление стать частью НАТО является стратегической целью украинской политической элиты. Для того чтобы Украина вступила в НАТО — необходимо некое действие, легитимизирующее этот шаг. Для этого Порошенко и необходим референдум. При нынешних настроениях украинских обывателей большая их часть выступит в поддержку членства в НАТО.
Конечно, далеко не все члены альянса в восторге от перспективы видеть в свои рядах страну, в которой идёт гражданская война, и которая предъявляет территориальные претензии России. В частности, в 2008 году, когда Украина при президенте Ющенко пыталась приблизиться к членству в НАТО, Франция заблокировала эту инициативу. Однако президент США на тот период Джордж Буш дал понять, что вопрос отложен, но не закрыт. Россия всегда понимала, что перспектива членства Украины в Североатлантическом альянсе — вполне реальна. И одна из причин, по которым Россия поддержала Русскую весну и приняла Крым в свой состав — создание условий для блокирования вступления Украины в НАТО. Можно сказать, что нам это удалось. Поскольку по уставу НАТО в него не может входить страна, на территории которой идёт гражданская война, и которая имеет территориальные претензии к соседям. Но если нельзя, но очень хочется, то — можно. Американцы не раз руководствовались этим принципом. Поэтому исключать, что Запад всё же решится взять Украину в НАТО нельзя.
— Чем Россия может затруднить или полностью исключить вхождение Украины в НАТО?
— У нас не так много возможностей для контригры. Мы можем включить ДНР и ЛНР в состав Российской Федерации. Конечно, мы можем посылать дипломатические протесты, но если Запад решится на включение Украины в НАТО, то грозными заявлениями его не остановишь.
Я думаю, лучшее, что мы можем делать — готовиться к усилению противостояния с Западом. Я имею в виду не только и не столько усиление армии, сколько развитие экономики. Сейчас мы слабы экономически и финансово. Судьба России решается в области нашей внутренней экономики. Найдём мы способы дать толчок для развития экономики примерно такими же темпами, как в Индии или Китае, тогда санкции нам не страшны и можно с уверенностью смотреть в будущее. Если же останемся на нынешнем уровне фактически стагнации экономики, то шансов выдержать длительное с противостояние с Западом у нас не так много.
— Имеет ли смысл уже сейчас через кого-то из высокопоставленных российских чиновников прямо объявить Западу, что в случае вступления Украины в НАТО мы тут же признаём независимость или принимаем в свой состав ДНР и ЛНР?
— Я думаю, да. Тут должны быть расставлены точки над i. И не должно быть никаких двусмысленностей. Это не остановит спекуляций на тему членства Украины в НАТО со стороны Запада, но там все будут чётко понимать последствия такого шага. К тому же такое заявление морально поддержит жителей Донбасса. Кроме того, надо будет прямо заявить, что поскольку значительная часть территории Донбасса, где проходил референдум 11 мая, сейчас под контролем ВСУ, то Россия поможет ДНР и ЛНР в их борьбе за потерянные территории. Нужна контригра. И вот такое заявление — единственный вариант, который Россия пока может себе позволить.