Еврокомиссия не выдаст Киеву оставшиеся 600 млн. евро в рамках программы макрофинансовой помощи. Причина такого решения кроется в невыполнении всех оговоренных требований Брюсселя. Не лучше ситуация и с другим каналом кредитования — Международным валютным фондом. Выделение очередного транша пребывает в подвешенном состоянии с апреля 2017 года, а перспективы получения весьма туманны. Между тем, деньги Украине нужны.
Программа макрофинансовой помощи Евросоюза в объеме 1,8 миллиарда евро была одобрена для Украины еще в 2015 году. Однако на финальном этапе, когда оставалось получить еще 600 млн. евро, программа вдруг. Как отметили в Еврокомиссии, все дело в невыполнении некоторых требований. Одним из которых является снятие запрета на поставки за границу леса-кругляка. Ровно год назад президент Украины Петр Порошенко должен был инициировать отмену моратория на экспорт леса, однако после перечисления денег со стороны ЕС история заглохла на стадии проекта закона о снятии запрета.
Новости партнеров
Собственно, обещанные за отмену моратория 600 млн. евро ныне и подвисли. Кроме того, Еврокомиссия так и не дождалась запуска системы автоматической проверки электронных деклараций, допуска к информации о конечных бенефициарах всех компаний и создания Высшего антикоррупционного суда.
Похожая ситуация складывается и в отношениях с МВФ. В текущем году Украина получила один миллиард долларов в апреле и вскоре ожидался еще один транш, уже в размере 1,8 млрд. долл. Однако последний оказался в заложниках фонда в связи с невыполнением взятых Киевом обязательств. В частности, это было мотивировано неоднократным переносом сроков пенсионной реформы. Осенью 2017 года Верховная Рада все-таки проголосовала за непопулярные новшества, в результате которого фактически повышается пенсионный возраст, а целые категории граждан рискуют лишиться заслуженной пенсии.
Однако МВФ так и не выдал Киеву положенный приз, вместо этого выкатив ряд других забытых украинскими властями требований. Так, помимо пенсионной реформы, МВФ ждет принятия закона о приватизации, приведения в соответствие с импортными ценами внутренних тарифов на газ (то есть очередного повышения тарифов), снятия моратория на продажу сельскохозяйственной земли, а также учреждения антикоррупционного суда.
Не трудно догадаться, почему этот пакет требований Еврокомиссии и МВФ всячески откладывается властями в долгий ящик. Его выполнение грозит украинской элите, с одной стороны, потерей важнейших источников коррупционной ренты, а с другой стороны, – окончательной утратой остатков доверия среди населения.
В частности, снятие запрета на продажу карпатского леса приведет к разрушению действующих теневых схем, когда под видом щепок и трухи вывозится первоклассный кругляк. Пенсионная реформа уже воспринимается крайне негативно в обществе, ее окончательная корректировка в соответствии с видением МВФ усилит протестные настроения. Аналогичная ситуация с тарифами на газ. Еще одно повышение цен на услуги ЖКХ, да еще и в условиях отопительного сезона, – может поставить крест на амбициях Петра Порошенко выдвинуться на второй срок.
Безусловно, не по душе Киеву и все антикоррупционные инициативы МВФ. Как показала недавняя история вокруг Арсена Авакова, контролируемое американцами НАБУ, лишает неприкосновенности ранее неприкасаемых государственных деятелей.
Нежелание выполнять все эти условия вынуждает МВФ и Еврокомиссию посадить Украину на «кредитную диету» — приостановить финансовую поддержку. В свою очередь, Киев остро нуждается в этих деньгах. Ликвидных резервов в закромах родины порядка 1,8 млрд. долл., что меньше сезонных расходов на закупку энергоресурсов для прохождения отопительного сезона. Кроме того, Киеву необходимо копить резервы для прохождения пика выплат по внешнему долгу в 2019 году, который исчисляется десятками миллиардов долларов.
Новости партнеров
Между тем, бесконечно ждать, пока украинское руководство не надумает-таки довести реформы до конца, Запад не планирует. Выступления, организованные Михалом Саакавшили этой осенью, являются напоминанием того, что ничто в этом мире не стоит на месте, особенно если речь идет об интересах МВФ и Еврокомиссии.