Завершившийся в Брюсселе саммит стран «Восточного партнёрства» (ВП) стал очередным провалом и сигналом для украинской дипломатии. Оба тезиса, предложенные Петром Порошенко (признать Россию страной-агрессором и пообещать Украине членство в ЕС), были отвергнуты европейскими партнёрами.
Это говорит о многом. Например, что у европейцев нет уверенности в том, что вооружённый конфликт в Донбассе развивался так, как о том говорит Киев, т. е. с массированным вторжением российских войск и оккупацией ими Донецкой и Луганской областей. Демагогически обвинять Россию в нападении на Украину, – это одно, а принимать ответственные документы, подтверждающие эти обвинения – совсем другое. И в Европе отдают себе в этом отчёт.
Новости партнеров
Тезис о перспективе членства Украины в ЕС был вычеркнут из повестки дня по требованию Германии и Нидерландов – стран, чьи правительства постоянно призывают Украину не сворачивать с евроинтеграционного пути. Слова председателя Европейской комиссии Жан-Клода Юнкера о том, что до 2020 г. новых членов в ЕС не будет, приблизительно очерчивают временной контур, за которым Украину может ждать гипотетическое (только гипотетическое) членство в ЕС.
Не зная, что предложить странам ВП, Брюссель на саммите заговорил о программе «Восточное партнёрство +» — участии в будущем стран ВП в создании единого с ЕС авиационного пространства, таможенном и энергетическом союзе с Брюсселем и присоединении к Шенгенской зоне. И ключевое здесь — «в будущем».
Румыния и Болгария ждут присоединения к Шенгенской зоне почти семь лет, с 2011 г. Украине придётся ждать как минимум столько же, т. к. делать для неё исключение Брюссель не намерен. Не спасёт украинскую экономику и обещание ЕС продолжить оказание финансовой помощи. С 2014 г. Украина получила от Брюсселя €12 млрд. в виде макрофинансовой помощи, но экономика продолжает скольжение вниз.
Если бы ЕС мог вытащить Украину из бедности, он бы это уже сделал. Украина – слишком большой кусок (40 млн. населения), который Евросоюзу проглотить не под силу. Никто из европейцев не рад перспективе содержать миллионы беднеющих граждан Украины за свой счёт. Это признал и министр иностранных дел Украины Павел Климкин, комментируя отказ Брюсселя приступить к практической реализации т. н. «плана Маршалла для Украины» — выделения Киеву ежегодно €5 млрд.: «Это не манна небесная, для нас просто так не будут сорить деньгами».
Украинские СМИ признают, что больше всего споров между участниками саммита спровоцировал пункт 6 итоговой декларации, касающийся конфликтов на территории стран ВП. Наверняка речь шла о Донбассе, куда Порошенко мечтает ввести миротворцев из стран НАТО. Итогом всех этих споров стала более чем расплывчатая сентенция о необходимости разрешения конфликтов на основе норм международного права и важности добрососедских отношений для экономического и социального развития. Россия вообще не упоминается в итоговом документе саммита.
Однако не только пункт 6 стал причиной печали украинской делегации. По настоянию Венгрии в декларацию был внесён пункт 19, провозглашающий обязательную поддержку независимой прессы в странах ВП, исходя из важности процветания в демократическом обществе СМИ и свободы слова.
Будапешт добивается от Киева смягчения скандального закона об образовании, существенно сужающего область применения языков национальных меньшинств в образовательной сфере. Венгерские власти полагают, что закон нарушает культурные права 160-тысячного венгерского меньшинства в Закарпатье.
Новости партнеров
Пообещав торпедировать все значимые для Украины международные инициативы, Будапешт держит своё слово. Ранее министр иностранных дел Венгрии Петер Сиярто сообщил о ветировании Венгрией предложения Киева провести в декабре саммит НАТО – Украина. Теперь Венгрия вносит в текст итоговой декларации саммита ВП пункт, обязывающий Киев содействовать работе независимых СМИ, подразумевая венгерские СМИ в Закарпатье.
Пытаясь минимизировать репутационный ущерб для Украины, Порошенко пообещал также президенту Румынии Клаусу Йоханнису изменить закон об образовании по согласованию с представителями румынского меньшинства. Если Порошенко не выполнит своё обещание, у Киева могут возникнуть проблемы в отношениях с Бухарестом.
Полпред России в ЕС Владимир Чижов следующим образом охарактеризовал программу ВП: «Все поправки, которые, по нашей информации, украинская сторона пыталась внедрить в текст итогового документа, не прошли… Результаты… подтверждают, что как судьбоносная политическая и экономическая инициатива Евросоюза «Восточное партнёрство» выдыхается. От всей этой задумки осталась пропагандистская оболочка…».
Подписанное соглашение об ассоциации с ЕС надолго останется самым главным достижением Украины на пути евроинтеграции. Иных успехов на этом направлении Украине не видать.
В Киеве пора понять, что Европа и мир не «украиноцентричны», как это представляется киевскому режиму.