Бюрократическая машина США действует против законов здравого смысла
Вместо ожидаемых переговоров президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа на полях саммита АТЭС во Вьетнаме прошла короткая встреча.
В ходе этой встречи президенты одобрили совместное заявление по Сирии. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что совместное заявление было подготовлено экспертами двух стран к встрече в Дананге и согласовано ранее главой МИД России Сергеем Лавровым и госсекретарем США Рексом Тиллерсоном. «Президенты согласились, что конфликт в Сирии не имеет военного решения. Они подтвердили, что окончательное политическое урегулирование конфликта должно быть найдено в рамках Женевского процесса в соответствии с резолюцией СБ ООН 2254», — говорится в заявлении. В документе Владимир Путин и Дональд Трамп подтвердили приверженность «суверенитету, независимости, единству, территориальной целостности и светскому характеру Сирии» и призвали все сирийские стороны принять активное участие в Женевском процессе и «поддержать усилия, направленные на обеспечение его успеха».
Новости партнеров
Также президенты выразили удовлетворение в связи с «успешными усилиями США и России по более эффективному предотвращению опасных инцидентов между американскими и российскими военными» и договорились поддерживать военные каналы связи для обеспечения безопасности ВС США и РФ. Господин Путин и господин Трамп «подтвердили, что эти усилия будут продолжены вплоть до окончательного разгрома ИГ».
Днём ранее 10 ноября Владимир Путин и Дональд Трамп виделись на церемонии фотографирования участников саммита и поприветствовали друг друга рукопожатием.
11 ноября Владимир Путин объяснил сорванную встречу с президентом США несостыковками в протоколе. Путин добавил, что виновные в том, что встреча на полях саммита АТЭС во Вьетнаме не состоялась, будут наказаны. И объяснение это прозвучало весьма странно, поскольку при осознании двумя сторонами необходимости переговоров никакие «нестыковки» не помеха. Правда, позднее Владимир Путин отвечая на вопрос журналиста о главной политической интриге саммита АТЭС признал, что отношения России и США «не вышли из кризиса».
Ясно, что после Вьетнама, по большому счёту, стороны остались при своём и серьёзного прогресса в отношениях пока ждать не стоит. Однако очевидно, что первым проявил заинтересованность во встрече именно Трамп, а значит, ему было, что обсудить с российским коллегой. Каковы реальные причины несостоявшихся переговоров и можно ли говорить в связи с этим об упущенных возможностях?
— Полноценная встреча Путина и Трампа не состоялась по двум причинам, — считает руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелёв. — Главная из них: о чём, собственно, могли договориться президенты двух стран? Позиции России и США по самым проблемным вопросам мировой политики кардинально расходятся.
Со времени последней встречи президентов в Гамбурге никакого сближения позиций сторон не произошло. На будущее Сирии две страны также смотрят по-разному. Да, сегодня можно говорить о военном разгроме ИГ. Однако в идеологическом плане эта террористическая организация продолжает оставаться привлекательной для многих радикально настроенных мусульман во всём мире. И установление контроля над теми территориями, которые прежде захватила эта запрещённая в России организация, ещё не означает окончательной победы над ней.
Встреча не состоялась и потому, что ситуация внутри США для Дональда Трампа откровенно сложная. Он находится под жёстким прессингом со стороны Конгресса, со стороны американских СМИ. Его обвиняют в том, что он «заигрывает» с Россией. Трампу невыгодно сейчас афишировать явные попытки наладить диалог с Россией. И это, видимо, в итоге стало последним аргументом, убедившим Трампа пока не проводить отдельной встречи с Путиным. Надо понимать, что в США президент всё-таки достаточно ограниченная другими ветвями власти фигура. Он может действовать только в строго отведённых ему рамках и вынужден учитывать критику СМИ. Российскому президенту было бы желательным переговорить с американским коллегой, но в основном из имиджевых соображений. Чего-то больше, чем обнародованное совместное заявление по Сирии, вряд ли бы родилось из личной встречи двух президентов. А то, что дипломаты чего-то там не учли в графике, и только поэтому встреча не состоялась — в это трудно поверить.
Новости партнеров
— Тем не менее, Дональд Трамп первым заговорил о встрече с Владимиром Путиным во Вьетнаме. Видимо, ему всё-таки хотелось что-то обсудить с президентом России?
— Я думаю, его интерес был в том, чтобы обсудить северокорейскую проблему. Сами США сделали из КНДР главную проблему для международной безопасности. Эта история настолько раздута, что теперь Трамп не может просто замолчать её. Ходу назад нет. Он обсуждал эту проблему в Пекине с главой Китая Си Цзиньпином, видимо, хотел ещё и понять позицию Путина. В идеале он хочет добиться, чтобы три самые влиятельные страны мира оказали давление на Северную Корею, заставили её остановить программу ядерного вооружения. Ну, и конечно, нельзя сбрасывать со счетов, что Трамп понимает необходимость реального налаживания сотрудничества с Россией, в отличие от большей части американского истеблишмента. Но на его пути стала мощная бюрократическая машина США.
— То, что в совместном заявлении указано, что Россия поддерживает мирное урегулирование в Сирии в рамках женевского процесса, это формальность или уступка с нашей стороны, учитывая, что в последнее время наша страна делала ставку на «астанинский формат»?
— Россия при этом никогда не отказывалась и от переговоров в Женеве. Об этом не раз говорил глава российского МИД Сергей Лавров. Мы всегда говорили о том, что переговоры в Астане и Женеве по урегулированию в Сирии, это взаимосвязанные процессы. Поэтому никаких уступок со стороны России в данном случае я не вижу. В целом российская сторона пытается смягчить то противостояние, которое сегодня имеет место между США и Россией, поскольку оно нам затрудняет развитие, отвлекает силы и ресурсы от решения экономических проблем. Поэтому наша дипломатия и старается хотя бы не допустить ещё большего обострения отношений с США.
— В последнее время американцы практически не выдвигают требований об уходе президента Сирии Башара Асада. Можно ли говорить, что это маленькая победа России?
— Я думаю, что Запад не отказался от задачи устранения Асада от власти. Просто для Трампа сейчас эта проблема не столь принципиальна, как в своё время для Обамы. Американцы помимо Северной Кореи сейчас пытаются найти баланс интересов в отношениях с Турцией, как-то решить курдский вопрос и т. д. Тем не менее, я не исключаю, что американцы поставят условие, чтобы Асад не участвовал в следующих выборах президента в Сирии. Другое дело, как на это отреагируют Россия и Сирия. В данном вопросе возможен геополитический торг.
— Ясно, что в США сейчас очень влиятельные силы пытаются вынудить Дональда Трампа уйти в отставку, как в своё время случилось с президентом Ричардом Никсоном, — говорит политолог и публицист Евгений Бень. — Влиятельные силы в США разыгрывают антироссийскую карту, чтобы доказать, что Трамп и его окружение действует во вред интересам Америки. Это одна из причин, почему Трампу не удаётся напрямую встретиться с Владимиром Путиным. Уже не раз шли предварительные разговоры о необходимости такой встречи со стороны окружения президента Соединённых Штатов. И каждый раз это заканчивалось ничем. Во Вьетнаме вероятность встречи была наиболее высока, поскольку объективно сложилась несколько реальных предпосылок, чтобы скоординировать российско-американские отношения. В Сирии сейчас принципиально иная ситуация, чем ещё год назад. Заметьте, в последнее время в западных СМИ шум по поводу того, что Башар Асад, якобы, применяет химическое оружие, а значит, он ещё страшнее, чем террористы, поутих. Иракский Курдистан провозгласил себя независимым государством. Отношение к этому неоднозначное и в США, и в России. Серьёзно обстоит вопрос с ядерной программой Северной Кореи. Все эти вопросы США не могут решать в одиночку, им необходимо координировать свои действия с Россией. Однако, как мы видим, мощная оппозиция Трампу действует вопреки здравому смыслу, именно поэтому не состоялась встреча двух президентов.
— А стоило ли нам соглашаться на сирийское урегулирование в «женевском формате»?
Новости партнеров
— Хочу заметить, что с того времени, как Россия начала помогать войскам Башара Асада участием своих ВКС, риторика на переговорах в Женеве заметно поменялась. Был момент, когда в Женеве правительство Асада считалось уже почти нелегитимным. Теперь же позиция официального Дамаска там представлена волне ясно. Поэтому Россию вполне устраивает, насколько я понимаю, женевский переговорный процесс.