Результаты прошедших в воскресенье в северных итальянских областях Венето и Ломбардия референдумов по вопросу об автономии показали, что львиная доля населения являются сторонниками независимости данных регионов. Так, более 98% проголосовавших в Венето и 95% в Ломбардии высказались за расширение автономных полномочий региональных властей.
При этом в Венето, где был предусмотрен кворум, избиратели проявили большую активность, чем в соседней Ломбардии. Явка в первой области составила около 60%, во второй, где впервые в Италии применялось электронное голосование, к урнам пришли около 40% избирателей. Всего отдать свой голос приглашались около 12 млн человек.
Новости партнеров
Как указал ранее губернатор Венето Лука Дзайя, его регион намерен добиваться от правительства передачи компетенций во всех 23 сферах: от образования и здравоохранения до транспорта и охраны окружающей среды. Ломбардия, как сообщалось в СМИ, стремится сохранить в региональной казне 50% собираемых налогов. В сущности, богатые и экономически развитые северные регионы, являющиеся локомотивом итальянской экономики, хотят большей фискальной автономии. Но именно это представляет проблему для Рима, поскольку значительное сокращение налоговых поступлений подрывает весь национальный бюджет.
Триумф губернатора Дзайи и укрепление позиций «Лиги Севера»
Губернатор Венето назвал прошедший плебисцит «историческим событием». «Мы уже попали в историю. Впервые в Италии прошел референдум по автономии региона», — сказал он. Как пояснил Дзайя, региональный совет в ближайшее время подготовит законопроект о передаче всех 23 предусмотренных конституцией полномочий от центра.
При этом Дзайя объявил, что намерен добиваться от Рима сохранения 9/10 налоговых сборов в региональной казне, как это предусмотрено статусом автономии соседнего Трентино.
Газета La Stampa пишет в понедельник об укреплении позиций Дзайи, видного представителя оппозиционной партии «Лига Севера». И хотя сам он заверяет, что видит свое будущее в родном регионе, в СМИ его прочат в возможные кандидаты в премьеры на будущих парламентских выборах, которые состоятся весной 2018 года.
Одновременно результат референдумов стал успехом «Лиги Севера», всегда выступавшей за федерализм. Она зарождалась почти 30 лет назад на лозунгах о независимости Падании (обширного региона на севере Апеннин), сейчас у партии и ее лидера Маттео Сальвини появились амбиции на национальном уровне. Как указывает газета, в ближайшее время будет изменено ее название: речь идет об устранении «географической привязки» — «Север». Скорее всего к следующим выборам останется только «Лига», которая будет представлена списком во всех областях, включая южные, где сейчас проходит формирование «Мы с Сальвини».
Реальные сроки и возможности
Новости партнеров
Референдумы носили консультативный характер, и их результаты не ведут к немедленным переменам. Получив народный мандат, губернаторы Венето и Ломбардии должны начинать переговоры с правительством, в результате которых будет определен круг передаваемых полномочий и доля налогов, которые могут удерживаться в региональной казне на выполнение новых функций. Затем достигнутые договоренности должны быть одобрены в парламенте. Как пишет La Stampa, маловероятно, чтобы этот путь был пройден до истечения весной будущего года срока нынешнего созыва парламента.
Гораздо больше возможностей получить расширение полномочий есть у Эмилии-Романьи, еще одной северной области, которая решила воспользоваться своим конституционным правом, миновав проведения референдума. Соответствующий региональный законопроект уже готов и представлен правительству.
Как отмечают в правительстве, получение Венето и Ломбардией специального статуса автономии, которым на данный момент пользуются пять регионов Италии, невозможно. Для этого необходимо вносить поправки в Конституцию, а для этого нужен консенсус парламента (2/3 голосов) или поддержка населения Италии на общенациональном референдуме. Поэтому пока речь идет лишь о расширении ряда полномочий региональных властей.
Последствия для страны
Как отмечают наблюдатели, референдумы в Венето и Ломбардии могут стать «первыми ласточками», которые впоследствии могут запустить цепную реакцию от севера до юга. «Мы показали путь», — сказал Лука Дзайя. По его мнению, теперь все регионы начнут обращаться за расширением полномочий.
Примечательно, что эти устремления в некотором смысле стали ответом на провалившуюся конституционную реформу, которую хотел провести бывший премьер-министр Маттео Ренци. Она, в частности, предполагала сокращение полномочий регионов и большую централизацию власти.
В Италии — 20 областей, пять из которых по историческим или географическим причинам обладают статусом автономии: Трентино-Альто-Адидже, Валле д’Аоста, Фриули-Венеция-Джулия и острова Сардиния и Сицилия. Их статусы позволяют, в частности, удерживать значительную часть собираемых на их территории налогов. И Венето, где традиционно процветали сепаратистские настроения (со времен устранения Венецианской республики), и Ломбардия, наиболее развитая с экономической точки зрения, являются областями с регулярным статусом, и на них приходится значительная часть ВВП Италии. В них проживают 20 млн человек, треть от всего населения Апеннин.