Более 10 млн долларов нужно, чтобы вернуть десятки тысяч российских туристов с отдыха домой. Туроператоры платить еще раз за уже оплаченные авиабилеты «ВИМ-Авиа» не готовы, опасаясь начала собственных финансовых проблем. Это грозит коллапсом рынка, предупреждают в АТОР. Что же случилось с чартерным перевозчиком и кто вернет попавших под удар путешественников?
Ассоциация туроператоров России опасается, что остановка работы чартерного перевозчика «ВИМ-Авиа» может привести «к коллапсу на туристическом и авиационном рынках, который грозит обернуться значительным репутационным ущербом для органов исполнительной власти, субъектов туристического рынка и широким недовольством рядовых граждан». Поэтому в АТОР попросили правительство вмешаться в разрешение ситуации.
Новости партнеров
По данным АТОР, авиакомпания осуществляла несколько десятков чартерных рейсов в неделю. До конца туристического сезона перевозчик должен был обслужить около 200 тыс. пассажиров, в том числе около 100 тыс. россиян, которые запланировали отдых в России и за рубежом.
В настоящее время за рубежом находятся 43 тыс. туристов, отправленных рейсами «ВИМ-Авиа» в Турцию, Грецию, Италию, Испанию и на Крит. Около 400 китайцев с понедельника не могут вылететь на родину из Бельгии.
В АТОР говорят, что туроператоры не смогут вернуть в Россию такое количество людей самостоятельно. Все чартерные программы «ВИМ-Авиа» до конца сезона полностью выкуплены, а выделить средства на повторную оплату рейсов без угрозы нарушения стабильной работы туроператоры просто не смогут. На это потребуется не менее 10 млн долларов, посчитали в ассоциации.
Туроператоров, которые не хотят повторно оплачивать авиабилеты, можно понять. Это может привести к банкротству, как в случае с Ted Travel. У туроператора проблемы начались летом, как и у авиакомпании «ВИМ-Авиа», которая переоценила свои возможности и отправляющимся в Турцию россиянам пришлось срочно пересаживаться на других перевозчиков.
Ted Travel стала возить туристов вместо «ВИМ-Авиа» рейсами авиакомпании «Якутия», заплатив за билеты второй раз и, скорее всего, еще и по более высокой цене. В итоге у туроператора зависли несколько сотен миллионов рублей. А бизнес туроператоров строится таким образом, что у них, как правило, мало оборотных средств. Туркомпания с оборотом в миллиарды рублей может иметь собственный капитал всего в 100 тыс. рублей. В итоге из-за недостатка свободных денежных запасов туроператор начинает брать деньги на новые билеты у клиентов, которые еще только покупают туры. Образуется финансовая пирамида, из которой далеко не всем удается выбраться. Ted Travel не смогла и обанкротилась.
В ситуации с «ВИМ-Авиа» могла образоваться схожая пирамида, когда возникшую финансовую дыру покрывали тем, что на средства, вырученные с продажи авиабилетов, оплачивались операционные расходы на текущие полеты.
Топливо, к слову, аэропорт Домодедово давал «ВИМ-Авиа» в долг, пока на прошлой неделе его терпение не лопнуло и он не отказался обслуживать самолеты авиакомпании без предоплаты. Перевозчик задолжал аэропорту 500 млн рублей.
Новости партнеров
Когда руководство перевозчика поняло, что выбраться из ситуации невозможно, средства клиентов могли быть попросту украдены. По крайней мере, прокуратура уже начала проверку и установила, что «ВИМ-Авиа» продавала билеты, зная о невозможности перелета в указанные сроки. А Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту хищения средств пассажиров сотрудниками «ВИМ-Авиа».
Ситуацию с «ВИМ-Авиа» часто сравнивают также с банкротством «Трансаэро», которая пошла ко дну в том числе из-за ценовых войн с конкурентами. Первопричина проблем у них действительно может быть схожей. «ВИМ-Авиа» тоже серьезно демпинговала на рынке, порой работая в убыток. Зачем так поступать? Перевозчик выбрал такую стратегию в надежде, что объемы перевозок смогут компенсировать отсутствие прибыли и рентабельности. И объемы перевозок выросли на треть, но, видимо, этого оказалось недостаточно.
Проблемы у «ВИМ-Авиа» с задержкой рейсов начались еще летом. Возможно, причина проблем изначально кроется в банальном воровстве. Либо к этому пришли уже после ряда серьезных бизнес-ошибок и просчетов высшего менеджмента авиакомпании.
В конце прошлой недели задержки рейсов «ВИМ-Авиа» приобрели масштаб катастрофы. На выходных не смогли вылететь вовремя 20 рейсов. В понедельник было задержано еще 28 рейсов, в том числе на курорты, в Китай и на Дальний Восток. Домодедово отказался заливать топливо в долг, и перевозчику пришлось признаться, что денег на его покупку у него-то и нет.
В понедельник совладелец перевозчика Рашид Мурсекаев заявил, что у компании закончились оборотные средства и ее финансирование заморожено. Он заявил, что готов передать контроль над бизнесом внешнему управляющему. По оценкам АТОР, общая кредиторская задолженность «ВИМ-Авиа» может составлять от 3 до 10 млрд рублей.
Власти пытаются успокоить и призывают не нагнетать обстановку. «Никакого коллапса на туристическом рынке в связи с прекращением чартерной программы авиакомпании «ВИМ-Авиа» не будет», – заявил глава Ростуризма Олег Сафонов.
По его словам, всех российских туристов, которые находятся сейчас за рубежом, привезут домой, причем сделано это будет не за счет туроператоров, которые так переживают. Организацией перевозки уже занимается Минтранс, Федеральное агентство воздушного транспорта и Федеральное агентство по туризму. «Ситуация находится под контролем», – уверил он.
«Распространение отдельными представителями отраслевых профессиональных объединений ничем не обоснованных утверждений «панического» характера является намеренной попыткой дестабилизации обстановки и дискредитации работы федеральных органов исполнительной власти по защите прав и законных интересов российских туристов», – добавил Сафонов.
Новости партнеров
Для такой ситуации есть Резервный фонд Росавиации, однако имеющихся там 50 млн рублей явно не хватит, чтобы разрулить непростую ситуацию с пассажирами «ВИМ-Авиа».
Впрочем, пока, судя по всему, самолеты «ВИМ-Авиа» продолжат летать, только не из Домодедово, а из Внуково как базового аэропорта, пока не будут развезены все пассажиры, сообщил глава совета директоров Внуково Виталий Ванцев. Судя по всему, Внуково согласилось обслуживать самолеты перевозчика за свой счет в надежде, что государство возместит эти расходы в будущем.