Возмужавший в Сирии Су-35С получил паспорт
Многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-35С принят на вооружение российской армии. Об этом сообщили в пресс-службе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Казалось бы, эта новость сильно запоздала, поскольку истребитель уже давно прописался в частях ВКС. В настоящий момент эксплуатируется уже 60 этих эффективных машин. Более того, Су-35С уже более двух лет воюют в Сирии, нанося ракетно-бомбовые удары по объектам террористической инфраструктуры.
И вот теперь выясняется, что самолет все это время находился «на птичьих правах». Но это не вполне так. Первая серия построенных в Комсомольске-на-Амуре на авиазаводе им. Гагарина проходила этап опытной эксплуатации. Принятие на вооружение военной техники осуществляется после всесторонних испытаний — полигонных, войсковых. В данном случае испытания проводились и в реальных боевых условиях. Принятую на вооружение военную технику можно уподобить человеку, получившему паспорт по достижении совершеннолетия. В официально утвержденных документах указываются данные о назначении, составе, тактико-технических и эксплуатационных характеристиках, прописывается порядок и условия применения и прочие сведения, регламентирующие использование данного конкретного оружия.
Новости партнеров
Тут есть и еще один момент, внешний. Военная техника, принятая на вооружение, получает зеленую улицу для ее экспортных поставок. Поскольку покупатель получает официальный паспорт приобретаемой техники. То есть все абсолютно четко — на бумаге, а не на словах.
Хотя Су-35С настолько хорош, настолько зарекомендовал себя не только на авиасалонах, но и в реальной боевой обстановке, что заявки на его приобретения начали поступать из-за границы задолго до принятия самолета на вооружение. В ВВС Китая уже осваиваются около десяти этих истребителей. А всего были заказаны 24 машины. 11 самолетов намеревается приобрести Индонезия.
Итак, в чем же заключаются достоинства Су-35, который относится к поколению 4++? С формальной точки зрения он совсем немного не дотягивает до истребителя пятого поколения. Лишь по двум требованиям, которые к ним предъявляются. Во-первых, у него отсутствует РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Решетка пассивная. Во-вторых, при его создании стелс-технологии применялись по минимуму. Критики пытаются приписать самолету еще один «грех» — якобы он неспособен развивать сверхзвуковую скорость в бесфорсажном режиме. Однако это не так, в этом режиме она равна 1,1 М. Пусть и небольшое превышение, но оно есть. Чего не скажешь об американском истребителе F-35, чью принадлежность к пятому поколению многие подвергают сомнению. Его бесфорсажная скорость не дотягивает до сверхзвуковой, вопреки рекламной информации, сочиненной компанией-разработчиком.
Самое сильное качество Су-35С — несомненно, сверхманевренность. Этот истребитель способен выполнять такие фигуры высшего пилотажа, которые больше никому не под силу. Например, «блинчик» — разворот на 360 градусов в горизонтальной плоскости без потери скорости и высоты. Когда Су-35С впервые продемонстрировал свои летные возможности на авиасалоне в Ле Бурже, то это была сенсация мирового значения. Самолет немедленно назвали «русским НЛО».
У сверхманевренности две составляющие — двигатель с изменяемым в двух плоскостях вектором тяги и прекрасный планёр. Планёр достался в наследство от Су-27, который конструкторы ОКБ Сухого вылизывали не одно десятилетие, доводя до максимально возможных аэродинамических качеств. Такой преемственности у американских конструкторов не наблюдается, в связи с чем не происходит развития летных качеств истребителей по нарастающей. Прекрасный тому пример — вышеупомянутый F-35, который все никак не доведут до ума. В ответ на критику относительно летных характеристик самолета руководство компании «Локхид Мартин» не устает повторять, что это практически не имеет никакого значения. Поскольку эта машина сильна своей малозаметностью и уникальным радаром. И должна неизменно одерживать победы в воздушных боях благодаря принципу «первый увидел — первый выстрелил».
Такие заявления опровергает и теория, и практика. В конце прошлого десятилетия на базе Хикам ВВС США на Гавайях были проведены «компьютерные маневры», в которых американские истребители F-22, F/A-18 и F-35 сражались против Су-35. Моделировались групповые бои, в которых принимали участие до дюжины самолетов с каждой стороны. Российский самолет неизменно брал верх, хоть иногда его и поражали американские ракеты. Наиболее стойким оказался F-22, его шансы на победу были определены как 0,35−0,36. F/A-18 оказался более слабым самолетом. Присутствовавшие на маневрах представители ВВС Австралии, которые намеревались совершить массовые закупки F-35, были обескуражены. Вернувшись на родину и пообщавшись с прессой, они изрекли: «F-35 был избит дубинкой, как ребенок». Однако Пентагон выкрутился, заявив, что в связи со строгой секретностью при составлении моделирующей программы были использованы не все возможности самолета. В результате Австралия начала платить очень серьезные деньги за гнилой товар.
Проигрыш американских невидимок (F-22 и F-35) в групповых боях объясняется тем, что они имеют минимальную эффективную площадь рассеяния лишь во фронтальной плоскости. То есть когда идут с противником лоб в лоб. С боков же, сверху и снизу F-22 и F-35 видны гораздо лучше, и этим пользуются самолеты группы, которые занимают разные эшелоны.
Новости партнеров
Что же касается РЛС Су-35, то она «не столь плоха» по сравнению с американскими станциями с АФАР. Да, есть неоспоримый проигрыш по надежности, поскольку на всю решетку работает один усилитель. Который может выйти из строя. У РЛС с АФАР у каждого излучателя свой усилитель. Понятно, что все сразу перегореть они не могут. Если, конечно, не «поймают» ракету. Помимо этого американские РЛС за счет динамического варьирования частот и потенциалов на разных излучателях могут добиваться большей разрешающей способности и сопровождения большего числа обнаруженных целей. Но на главную характеристику — дальность обнаружения целей — это практически не влияет. Так что инструментальные дальности РЛС Н035 «Ирбис» (у Су-35С) и AN/APG-77 (у F-22 Raptor) отличаются несущественно.
Су-35С способен обнаружить истребитель с ЭПР 3 кв.м. на расстоянии 350−400 км. С ЭПР 0,01 кв.м. (столько реально у американских невидимок, хоть рекламные проспекты и существенно уменьшают этот параметр) — на расстоянии 80−90 км. Су-35С имеет ЭПР порядка 0,7 кв.м. Поэтому «Раптор» замечает его на расстоянии 150 км. Соответственно, наш пилот позже выпускает ракету Р-27, имеющую дальность 110 км. Но факт остается фактом — оба самолета обстреливают друг друга, несмотря на разную дальность обнаружения.
И вот здесь российский пилот оказывается в более выигрышном положении. Во-первых, у Су-35С за счет сверхманевренности больше шансов увернуться от ракеты AIM-120D. У пилота F-22 — меньше. И совсем уж слабые они у пилота неповоротливого F-35.
Есть и еще один момент — эффективная система обороны Су-35С, которая способна увести в сторону американскую ракету, имеющую радиолокационную головку самонаведения и управление по сигналу GPS на маршевом участке. США, по признанию американских военных чиновников, отстают от России в области радиоэлектронной борьбы (РЭБ) лет на 10. Ну, а на F-22 так и вообще отсутствует станция РЭБ.
При оценки шансов на победу на дальних дистанциях также следует учесть, что российские пилоты будут действовать группой. И, следовательно, как было сказано выше, преимущество американских самолетов в малозаметности будет сведено к минимуму.
И еще одно достоинство Су-35С, которое наилучшим образом было подтверждено в Сирии, — повышенная (в сравнении с «американцами») универсальность его использования. Он в равной степени способен и завоевывать господство в воздухе, и наносить мощные удары по наземным целям.