На ЧАЭС закончились места для складирования ядерных отходов… Эту и другие новости с Украины в эфире радиостанции «Вести ФМ» комментирует политолог Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования.
— Как вы считаете, удастся ли украинцам, как они планируют, запустить завод по переработке ядерных отходов, и решит ли этот завод проблему?
Новости партнеров
— Если удастся, если завод будет перерабатывать достаточное количество отходов, то тогда, наверно, частично проблему решит.
— Уже известно, что достаточного не будет.
— Я просто хочу обратить ваше внимание на само начало проблемы. Уже не созданы места для хранения. То есть, как вы понимаете, жидкие отходы туда завозили-завозили, завозили-завозили, завозили-завозили, и, очевидно, люди знали, причем не просто мимо проходящие, а отвечавшие за эту проблему люди знали, что завтра завозить станет некуда. Это теоретически создать места для хранения жидких отходов, ну это достаточно сложный технологический процесс, но значительно проще, чем построить завод. И если у вас есть такая проблема, то пока вы завод себе строите, значит, необходимо заранее позаботиться о том, чтобы было где это хранить.
При желании, я думаю, что даже современная Украина могла бы эту проблему решить, то есть создать соответствующие места, ну и строить себе потом завод, и тогда нас, собственно, не волновало бы – запустят они его в этом году, в следующем году, через пять лет. Ну, запустят – тогда и будут перерабатывать.
Теперь мы имеем ситуацию, когда завода еще нет, мест хранения уже нет, а отходы все равно будут завозиться. Я бы задавал вопрос не о том, решит ли это проблему, когда появится завод, а что делать с уже существующей проблемой, куда все это удовольствие девать. Это, извините, даже не львовский мусор, его же не будешь разбрасывать по всей Украине, как это делал Садовый. Вот у меня в первую очередь на это нет ответа, потому что это фактически бомба замедленного действия, которая уже взрывается. И я так понимаю, что у украинского руководства тоже нет ответа на эту проблему. И я очень сильно сомневаюсь, что они смогут с кем-то сейчас договориться, что у них просто в благотворительных целях будут это забирать, и это не будут к ним завозить.
Я, честно говоря, не знаю, что делать. Я, честно говоря, не думаю, что они и завод достроят до конца года. Потому что это такая золотая жила, это можно строить, строить и строить, особенно когда вот она опасность под боком, значит деньги надо выделять. А выделяющиеся деньги кто-то зарабатывает или кто-то крадет. Но даже они достроят завод, пусть даже не до декабря, пусть даже до октября месяца, до ноября месяца, пусть они его достроят, он должен заработать вначале. Будет перерабатывать какие-то объемы. Понятно, что любое предприятие выходит даже на проектную мощность не сразу. Это тоже какой-то период. И вот все это время страна будет находиться в ситуации, когда она живет фактически на грязной ядерной бомбе…