Лишь бы люди не вспоминали про 100-летие Октября и его идеи
За кадром уже ставшего скандальным, но ещё не вышедшего на большие экраны фильма «Матильда» остаётся один очень важный вопрос. И власти очень выгодно, чтобы в обществе не обращали на это внимания. Высшая элита готова сквозь пальцы смотреть на поджоги кинотеатров и автомобилей, на распри политиков и общественных деятелей в период «всеобщего примирения красных и белых», для неё это лишь игры неразумных детей на фоне действительно значимого – того, что в этом году отмечается 100-летие Социалистической революции. Когда нарастает социальное расслоение, когда в эпоху санкций и кризиса богатые всё больше богатеют – это очень удобно – затмить образом свергнутого царя (развратным, пошлым или праведным и даже святым) идеи Октября.
Скандалы вокруг фильма «Матильда», повествующего об отношениях цесаревича Николая Александровича с балериной Кшесинской, нарастали от месяца к месяцу, а теперь разгораются уже день ото дня. Все атаки на ещё не вышедшую картину принято списывать на неких религиозных фанатиков (кто-то называет их православными, кто-то псевдоправославными), которые-де не приемлют любого порицания бывшего государя, к тому же, впоследствии канонизированного Церковью.
Новости партнеров
Некоторые считают этих «активистов» своего рода «сектой» внутри РПЦ или возле РПЦ, но сама Церковь от них отмежёвывается, хотя и ходит на крестные ходы совместными стройными рядами. И, действительно, экстремистские акции православными воззрениями объяснить никак нельзя.
Но, пожалуй, главное, что зачастую за этим скрываются не религиозные или псевдорелигиозные убеждения, а промонархические взгляды. Просто их носители в отсутствие в современном обществе соответствующих страт («казачество», «белые» и прочие «гусары» воспринимаются исключительно как ряженые) сейчас могут влиться лишь в православное течение. А в РПЦ, в свою очередь, сильны монархические настроения. Так сложилось.
И пора уже понять, что именно монархические (а не православные) активисты жгут машины и здания, что Поклонская в первую очередь как монархист (а не православный человек) привлекает внимание к режиссерской работе Алексея Учителя. Но вот незадача – в итоге на экраны выйдет… промонархическое же творение. Уже проходили эксклюзивные показы, и, например, протодиакон Андрей Кураев рассказал, что в нем, вопреки исторической правде, Николай II приезжает на Ходынку, где уже произошла кровавая трагедия, встает на колени и… просит прощения у своего народа. А что касается отношений с женщинами, то тут он предстает в целом примерным семьянином, который «побеждает страсть» и в итоге идет к своей официальной невесте.
Эксклюзивный показ состоялся на днях и во Владивостоке, говорят, люди выходили со слезами на глазах. Уже видели фильм спикер Госдумы Вячеслав Володин (автор фразы о том, что «тот, кто атакует историю России, тот атакует Россию…») и министр культуры Владимир Мединский (открывший доску пособнику Гитлера Маннергейму, но не приехавший на открытие памятных досок Зое и Александру Космодемьянским). Возможно, Володин и Мединский, посмотрев фильму, тоже всплакнули.
Только наши чиновники, скорее, плачут от умиления всем происходящим. Вот в очередной раз министр культуры якобы озверел от распрей вокруг «Матильды» и возмутился: «Могу сказать, что я долго терпел, но моя чаша терпения переполнена!»
И что теперь? Что сделает Мединский? Осадит Поклонскую? Напишет заметку на сайт Минкульта? Вызовет на разговор Учителя? Почему-то выходит так, что любая реакция причастных к этой истории лишь подогревает интерес к «Матильде» в обществе.
Посему бытует мнение, что эпопея с этим кино имеет признаки политтехнологического спектакля. Если это правда, то он был разыгран как по нотам. И, так это или нет, а кульминация боев наступит к 26 октября, когда готовится выход картины в прокат. То есть в историческую дату Великой Октябрьской социалистической революции (25-26 октября 1917 года или 7-8 ноября по новому стилю). Разумеется, время премьеры «Матильды» не подбиралось случайным образом.
Новости партнеров
Есть ли дирижер у сего «балета», судить сложно, но надо признать, что высшей элите выгодно то, что из общественной повестки напрочь выбита тема годовщины революции и она заменена сплошь повесткой монархизма, который 100 лет назад был отправлен в историю. То есть – не за что боролись и к чему пришли, а от чего ушли и что «потеряли». И при этом даже неважно, что монархисты бьются с монархистами. Главное, что образ Николая II полностью затмил собой те идеи социального равенства Октября, о которых неудобно вспоминать нынешней власти.
В обществе обсуждают лишь то, в каких кинотеатрах будут, а в каких не будут показывать кино, многие говорят – ну раз такой движ, раз сумасшедшие депутаты что-то запрещают, надо обязательно сходить… Имевшая сожительство с мужчиной и называвшая это «браком» Наталья Поклонская стала точкой притяжения не православных, но истинно промонархических фанатиков (и, как говорят в Крыму, якобы не забывает при этом лоббировать там некие личные коммерческие и семейные интересы), либералы крутят пальцем у виска, истинно православные стоят в сторонке, но внимательно наблюдают и то и дело вносят свои «пять копеек» в споры, а левые… вновь удивлены итогами выборов, тогда как сами зюгановцы на протяжении уже целого года что-то робко говорят о программе празднования ВОСР.
Эта драка всех со всеми, в которой бьются даже монархисты-противники фильма с монархистами-создателями этого же фильма, в 100-летие революции не может не радовать элиту. Это всё и объясняет столь снисходительное отношение её к дерущимся где-то внизу, пусть даже кому-то что-то подожгли – но никто ведь не пострадал! Погрозим пальцем и «поедем дальше». Социалистическая повестка полностью замылена, новые миллиардеры даже в условиях санкций продолжают делать состояния, в то время как обычный народ беднеет и теряет работу. Решение социальных проблем заменяется зрелищами. Пусть примирения среди простых людей нет, зато народ продолжает примиряться с олигархами и отвлечен от реальных трудностей.
Как отмечает журналист, член СПЧ Максим Шевченко, большая проблема состоит в том, что общество не вовлечено в большевистско-марксистский дискурс, а именно в этом страна по-настоящему нуждается, но это то, чего по-настоящему боятся властные элиты, как либеральные, так и консервативные. Это очень выгодно – отобрать научное, холодное понимание происходящих событий, чтобы доминировали одни эмоции. И выгодно это власти, как мы видим, в прямом смысле слова. Ничто не угрожает выстроенной в 90-е и модернизированной в последующие годы олигархической системе.
Так что за предстоящий месяц, можно предполагать, сожгут еще несколько машин, начнутся атаки и пикетирования кинотеатров, традиционно с заявлениями выступит Поклонская, а ей пригрозит судом Учитель, в перепалку вступят депутаты Госдумы, министр Мединский, возможно, даже что-то скажут Медведев и Путин, и, будем надеяться, не лишится ума очередной активист-монархист и от его рук не пострадают ни в чем не повинные граждане.
Но пройдет 26 октября, люди сходят на «Матильду» и всплакнут за отрекшегося царя-мученика, снова утрет слезу Мединский (Путина слезу покажут вряд ли, хотя до выборов и близко), а 4 ноября, в праздник, учрежденный взамен отмечания годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, власть призовет людей к всеобщему примирению. И, на всякий случай, к покаянию. За прошлое. Пусть народ кается.