Через неделю истекает срок, который США установили себе для ответа на российские меры по ограничению количества сотрудников американского дипломатического представительства в России. Если Вашингтон сможет ограничиться формальными шагами, то Москва не будет отвечать – и тогда удастся вырваться из замкнутого цикла «удар в ответ на удар». Такое желание есть и у Трампа, и у Москвы.
Обмен санкционными ударами между Россией и Штатами идет уже давно, но с пониманием того, на чьей стороне мяч, возникло недоразумение.
Новости партнеров
Американцы делают вид, что последними били русские, так что теперь их очередь отвечать. Россия же говорит, что принятые в конце июля ограничения на количество сотрудников американского посольства в нашей стране были ответом еще на декабрьские санкции Обамы: тогда уходящий президент выслал наших дипломатов. Так что последними били американцы, приняв закон о санкциях против России, в котором были перечислены все старые и добавлены новые меры.
И теперь наш черед отвечать, но мы этого делать не будем, потому что не хотим загонять отношения в еще больший тупик.
Официальный Вашингтон, хотя и не согласен с российской трактовкой, конечно же, понимает, что она единственно правильная. Путин в декабре 2016-го именно отложил ответ на санкции Обамы – не отменил, а отложил. Чтобы дать возможность Дональду Трампу исправить, изменить ситуацию, отменив указ Обамы. И лишь семь месяцев спустя, когда в Кремле убедились, что Трампу не позволяют это сделать, был озвучен ответ, причем в жестком варианте уравнивания численности американского и российского представительств.
Трамп и Тиллерсон, будь у них хотя бы относительная свобода действий на русском направлении, оставили бы шаг Москвы без ответа, но в условиях непрекращающейся кампании по «русским связям» нового президента это тут же будет поставлено им в вину.
Поэтому еще в начале августа госсекретарь анонсировал ответ Вашингтона до 1 сентября, то есть до дня, к которому до того Москва предписала США сократить их дипмиссию.
За прошедшие недели в прессу просачивались возможные варианты ответных мер, среди которых и сокращение одного из российских консульств. Сейчас у России в США их четыре, в то время как у американцев в нашей стране только три. Кроме того, обсуждаются и варианты ограничения свободы перемещения для наших дипломатов.
Понятно, что если сотрудникам нашего посольства сузят радиус их свободного перемещения, то мы ответим зеркальными мерами. Сложнее ситуация с консульством: если одно из наших будет ликвидировано, то формально американцы просто уравняют их число у обеих стран (то есть сделают то же самое, что мы до этого сделали с численностью работников), и тут наш зеркальный ответ не кажется необходимым.
Новости партнеров
Но пока что американцы ограничились тем, что с 23-го приостановили выдачу неиммиграционных виз на всей территории России, сообщив, что через неделю она возобновится только в Москве. То есть генконсульства США в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке не будут пока что выдавать гостевые и прочие визы в США, но вряд ли подобная мера продлится долго, потому что тогда не очень понятно, зачем вообще существуют эти консульства.
Так что если к 1 сентября выяснится, что ответ Вашингтона ограничится созданием временных трудностей с визами и каким-нибудь ограничением для наших дипломатов, то появится шанс прекратить эту серию обмена ударами. То есть Москва, естественно, введет подобные же ограничения на передвижение дипломатов, но на этом и остановится.
По сути, об этом и сказала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, отвечая на вопрос о том, как России нужно реагировать на решение американской стороны о приостановке выдачи виз:
«Я сторонница того, чтобы дальше не раскручивать санкционный виток, дальше не раскручивать виток противостояния. Не всегда нужно око за око».
Матвиенко добавила, что, хотя Россия и имеет право ответить на подобный недружественный выпад, надо быть выше этого.
О необходимости остановиться высказался в четверг и Сергей Лавров: если до этого, комментируя ситуацию с визами, он говорил, что Москва не будет срывать зло на американцах, то теперь напомнил, что «не мы начали совершенно бессмысленную борьбу на международной арене, не мы начали бессмысленную санкционную спираль»: «Рассчитываем, что остынут горячие головы и все-таки возобладает разум».
Это не сигналы Вашингтону – там и так знают, что Россия хочет прекратить обмен ударами, который начала обамовская администрация. Более того, администрация Трампа и сама хочет именно этого. Проблема лишь в том, когда Белый дом и Госдеп смогут себе это позволить, то есть выдержать неизбежный шквал ругани со стороны СМИ и Конгресса за «уступки русским». Есть ощущение, что сейчас Трамп и Тиллерсон уже могут позволить себе держать удар по этой теме.
И уж тем более слова Матвиенко и Лаврова не надо расценивать как признаки некой «слабины» со стороны российского руководства – вот, устали от конфликта, сломались, готовы идти на уступки США. К сожалению, к такой трактовке действий Москвы нужно быть готовым в том случае, если нам действительно удастся прервать цепочку обмена ударами. Конфликта интересов, противостояния и борьбы между США и Россией никто не отменяет и не игнорирует – просто бои без правил надо заменить на бои по правилам.
Новости партнеров
Речь идет о том, что кроме разногласий и соперничества у нас есть и реальные общие интересы. По крайней мере с той частью американской элиты, которая сама пытается наладить нормальный диалог с нашей страной. И которую олицетворяют такие люди, как Трамп и Тиллерсон. Обмениваться с ними взаимными ударами по сценарию, составленному Обамой, – самое глупое, что мы можем сделать.