Остановка ключевых предприятий майданными «реформаторами» выдается за «перемогу»
Одним из следствий государственного переворота на Украине стала быстрая деградация промышленного комплекса. C 2013 г. объёмы промышленного производства начали ускоренно падать. Так, по данным Государственной службы статистики, если в 2012 г. падение составило 0,7%, в 2013-м – 4,3%, то в 2014-м – 10,1%, а в 2015-м уже 13%. В итоге за три года экспорт продукции химпрома сократился с 4,3 до 1,4 млрд. долларов, черных металлов – с 17,6 до 7,6 млрд., а изделий из них – с 2,6 до 0,6 млрд.
В машиностроении за этот период экспорт упал в 2,7 раза – с 10,3 до 3,8 млрд. долларов, и если в 2013 г. на него приходилось 16,3% от общего объема украинского экспорта, то теперь – 11,6%. В этом году служба статистики поделилась оптимистичной новостью – ростом промышленного производства в 2016 г. на 2,4%. Однако, во-первых, этот рост фиксировался на фоне низкой сравнительной базы, а во-вторых, на внешних рынках была благоприятная конъюнктура (рост цен на сталь и руду).
Новости партнеров
Итоги I квартала текущего года ставят под сомнение надежды на устойчивый рост экономики в целом и промышленности в частности. Так, если за январь-март прошлого года производство подросло на 4,5%, то сейчас промышленность просела на 0,7%. Причем объемы выпуска снизились по более чем 70 видам продукции из опубликованных официальной статистикой 180. Как видим, всё возвращается на круги своя. Украинская экономика в международном рейтинге не поднялась выше «мусорного уровня», а значит, страна в ближайшие годы не попадет в обойму приоритетных для иностранных инвесторов рынков. Для этого ей необходим стремительный рост всей экономики, а не отдельных сегментов и компаний.
Копперфильд им не нужен
Благодаря команде майданных «реформаторов» не только сокращаются объемы производства сложной и высокотехнологичной продукции, но исчезают и сами предприятия, обеспечивавшие пребывание УССР в десятке наиболее развитых экономик мира. Так, канули в Лету Львовский автобусный завод – ЛАЗ и «Львовсельмаш», запорожские электровозоремонтный и сталепрокатный заводы, алюминиевый комбинат, аккумуляторный завод «Веста-Днепр».
Едва дышат «Южмаш», «Азовмаш», Харьковский авиационный завод, Сумское НПО им. Фрунзе, Запорожский автомобильный завод, Кременчугский сталелитейный завод, Днепропетровский трубный завод. Простаивают Одесский НПЗ, « мыхимпром», «Карпатынефтехим». Список можно продолжать. И если развитые страны живут в 5-м технологическом укладе (постепенно переходя к 6-му), то в украинской экономике идёт обратный процесс: за период 2014-2016 гг. удельный вес 3-го технологического уклада увеличился с 55% до почти 80%.
Главная промышленная отрасль Украины (на которую приходится более трети валютных поступлений) – металлургия. Однако и здесь нет оснований для оптимизма. По информации объединения «Укрметаллургпром», по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. производство чугуна в стране за первые 4 месяца нынешнего года упало на 20%, стали на 8%, металлопроката – на 16%. Объем производства кокса сократился на 25%. Более того, в ходе прошедшей в Киеве в конце апреля международной конференции «Экспорт стали и сырья из СНГ» прозвучал прогноз о том, что выпуск стали в стране по итогам года может обвалиться до 17-19 млн. тонн по сравнению с 21 млн. тонн в 2016 г.
Введение Киевом полной экономической блокады Донбасса делает паралич индустриального комплекса страны неизбежным. В апреле остановилось старейшее и крупнейшее украинское металлургическое производство – Днепровский меткомбинат. Стратегическое предприятие перестало работать из-за «прекращения поставок кокса и значительного дефицита оборотных средств». Отметим, что за время своего существования (с 1 марта 1889 г.) предприятие останавливалось всего два раза! Первый – после Октябрьской революции, во время Гражданской войны. Второй – в годы Великой Отечественной войны, в период немецкой оккупации.
Ударными темпами идёт и деградация химической промышленности. Одна из основных причин – закупка реверсного газа, европейская наценка на который делает отрасль нерентабельной. В начале марта оператор ГТС «Укртрансгаз» из-за задолженности за ранее поставленные объемы газа сократил его подачу на заводы группы OstСhem, производящие азотные удобрения и продукты оргсинтеза. Это привело к остановке трёх ключевых предприятий агрохима незалежной – в Черкассах, Ровно и Северодонецке. Тем не менее «реформаторы» радостно вещают о сокращении потребления газа как об очередной «перемоге» в достижении энергетической независимости.
Новости партнеров
Отметим, что после «майдана» страна превратилась из нетто-экспортера в нетто-импортера удобрений: в 2015-м дефицит составил $174 млн., в 2016-м – $494 млн. (этот недобор закрыли поставками главным образом из России).
«Москальская гиляка»
Машиностроение, дававшее 30% украинского экспорта в Россию и лишь 11,5% экспорта в ЕС, – бессмысленно без кооперации с российским машиностроением. Прекратил свое существование авиационный завод им. Антонова (среди разработок которого грузовые гиганты «Руслан» и «Мрия»). На грани ликвидации находится легендарный «Южмаш», известный своими ракетными комплексами Р-36М (SS-18 Satanа по классификации НАТО) и РТ-23 УТТХ (SS-24 Scalpel): нет ни кадров, ни заказов, ни денег. Почти не дышит и оставшийся без рынка сбыта флагман высокотехнологичного производства – корпорация «Мотор Сiч», производившая 55 типов и модификаций двигателей для 61 вида самолётов и вертолётов, значительная часть из которых поставлялась в Россию.
Пока свидомые украинцы скакали на площадях незалежной с криками «Украина – цэ Европа» и «Москаляку на гиляку!», тревожная ситуация сложилась в изношенной энергетике страны. Пиля эту самую москальскую «гиляку», майданные власти «забыли» о том, что Украина много лет получала из России нефть и газ с такими скидками, о которых в Европе даже не мечтали.
По подсчетам европейских экономистов, за годы незалежности Россия проинвестировала Украину в виде невозвращенных, списанных, беспроцентных кредитов и займов, прямых инвестиций, поставок оборудования и т.п. на сумму свыше 250 млрд. долларов! Таким образом, её благополучие прямо зависело от торгово-экономических связей с Россией, от добываемого из «газпромовской» трубы дешевого газа.
Теперь производство электроэнергии упало более чем на 20% по сравнению с 2013 г., а её экспорт сократился на 55% по сравнению с 2014 г. Испытывает проблемы с поставками топлива атомная энергетика, поскольку от российского из политических соображений в Киеве отказались, а американский поставщик – компания Westinghouse, на которую сделали ставку, в марте инициировала процедуру банкротства. Выпадение любого из блоков – «тысячников» АЭС — может привести к ограничению электропотребления. Не смогут помочь ни ТЭС (нет угля), ни ГЭС (истощены запасы водохранилищ). Не решены проблемы и с газом.
Ложка меда в бочке дёгтя
С введением Россией в эксплуатацию обходных газопроводов «Северный поток — 2» и «Турецкий поток» судьба украинской газотранспортной системы (ГТС) представляется незавидной. В связи с ратификацией Анкарой соглашения о строительстве «Турецкого потока» Киев отменил тендер на её модернизацию. Это рикошетом ударило по производителю газоперекачивающих агрегатов – Сумскому НПО им. Фрунзе. В целом проблемы в энергетической отрасли грозят Украине экономическим коллапсом. Дефицит угля уже привёл к остановке ряда ТЭС. При остановке всей энергосистемы придется прибегать к помощи «агрессора» – ее можно будет запустить лишь из России.
Новости партнеров
Ложкой меда в бочке дегтя, именуемой «реформированием» экономики Украины, можно назвать открытие в прошлом году на Западной Украине немецкими и японскими инвесторами нескольких фабрик по производству автомобильных чехлов и кабелей для собираемых в Европе автомобилей. Однако это стало возможным из-за обвальной девальвации гривны, сократившей валютные затраты инвесторов на оплату труда персонала до рекордно низких показателей. Средняя зарплата на этих производствах – 200 долларов. Кроме того, после вливания бюджетных миллионов, возобновил работу балансировавший на грани банкротства Харьковский тракторный завод, на котором за февраль-апрель собрали 302 машины. А ведь в 1980-е годы завод выпускал только тракторов до 70 тыс. в год и поставлял их в 36 стран мира!
Печальные перспективы
Открытие подобных производств не в состоянии компенсировать утрату десятков дававших высокую добавленную стоимость высокотехнологичных предприятий. Безусловно, теоретически их можно и восстановить, и инвестиции привлечь, но где взять квалифицированные кадры? Ведь «самоэвакуация» с Украины высококвалифицированных специалистов продолжает набирать обороты. Европе мало что нужно из товаров, которые Украина ранее продавала в Россию, и уже в среднесрочной перспективе незалежной придётся до минимума сократить производство черных металлов и закрыть большую часть машиностроительных предприятий. Украина уже не может развивать науку, иметь доступное образование и здравоохранение, атомную энергетику и авиакосмическую промышленность.
Надежда на построение «аграрной супердержавы» также довольно призрачна. В мировом разделении труда за три года евромайданная Украина закрепилась в группе стран, специализирующихся на сельхозпродукции. Так, если в 2013 г. объем экспорта продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности составлял 26,5%, то в 2016 г. – 42% от общего объема экспорта товаров. Но в абсолютных значениях экспортные поступления от продукции АПК, причем самого простого передела, упали на $1,7 млрд. – до $15,3 млрд. Жестко ограниченный административными квотами ЕС неконкурентоспособный украинский АПК мало что может поставлять на переполненные высококачественной продукцией собственного производства рынки Евросоюза.
Ситуация для украинской власти всё больше ассоциируется с цугцвангом. Политики жертвуют интересами страны в угоду Европе и увеличению собственных доходов. Удар по химпрому и, как следствие, сельскому хозяйству, наряду с тяжелейшей ситуацией в металлургии, машиностроении, энергетике ввергает экономику страны в новый шторм.