И дело тут не только в пристрастном отношении США к России: американцы вообще неравнодушны к такому способу демонстрировать свою «исключительность». Особенно в случае, когда сами мало что теряют, а более слабому противнику их бойкот нанесёт удар. Так что стоит отдать дань уважения кубинцам, выдержавшим более полувека американских санкций. Объявить же санкции, скажем, против Китая Америка отчего-то не хочет. Такая идея всплывала, но до её материализации руки не дошли, оказалось – коротки.
Так было и в прошлом. Скажем, принимая закон Джонсона (1934 г.) о запрете кредитов для СССР, США не вводили санкций против гитлеровской Германии. К бойкоту немецких товаров, а также мюнхенской Олимпиады 1936 года призывала лишь Американская лига защиты прав евреев (American League for the Defense of Jewish Rights), впоследствии переименованная в Non-Sectarian Anti-Nazi League to Champion Human Rights. Её создал и возглавил американский миллионер Самуил Унтермайер, который в июле 1933 г. с трибуны Всемирного еврейского конгресса в Амстердаме провозгласил «священную войну» против Германии. Официальной поддержки со стороны американского государства инициатива Унтермайера не получала. Напротив, в США имелся круг влиятельных людей, которые поддерживали тесные экономические связи с нацистской Германией. Во время Второй мировой войны не менее 300 американских компаний имели бизнес-интересы в фашистской Германии. К примеру, дочерним фирмам Ford и General Motors в Германии ставили в вину использование принудительного труда заключённых.
Новости партнеров
The Guardian рассказывала и о Прескотте Буше, отце президента Дж. Буша-старшего, дедушке Дж. Буша-младшего, который «был председателем наблюдательного совета и акционером фирм, получавших прибыль от сотрудничества с меценатами нацистов… имевшими дела с финансовыми архитекторами национал-социализма». Такие связи продолжались до 1942 года.
После Второй мировой войны американцы вошли во вкус экономических санкций по-настоящему. Наглядный пример – Иран. По ядерной программе было подписано международное соглашение, гарантирующее отмену санкций. Не нарушая его буквы, Иран в рамках своей ракетной программы запускает спутник – и США тут же заявили о намерении принять новый пакет санкций против Исламской Республики. Что касается американских союзников в Европе, то Великобритания, Франция и Германия тоже осудили действия Ирана, но об экономических санкциях пока молчат: французы, немцы и другие европейцы стремятся вернуться на перспективный иранский рынок.
А как поведут себя европейцы в отношении России – особенно в условиях, когда раздаются речи о торговой войне (или её угрозе) между ЕС и США, когда новые американские санкции берут на прицел европейские компании, сотрудничающие с Россией?
Вот в этом случае рассчитывать, что ЕС выберет линию, отличную от США, не стоит, и Германия это доказывает. Экспорт из Германии в Россию за январь 2014 – декабрь 2016 гг. сократился на 41%. Численность представительств немецких фирм упала с 6 до 5,3 тысячи. По оценкам, из-за антироссийских санкций немцы потеряли 60 тысяч рабочих мест; имелись случаи банкротства ориентированных на российские заказы компаний (к примеру, машиностроительной Vakoma Production GmbH).
Эксперт по Восточной Европе германской Торгово-промышленной палаты Андреас Керциг прошлой весной признавал, что для некоторых предприятий санкции разорительны, но прогнозировал их продление. Прогноз оправдался. Не оправдалась надежда на ослабление санкционного режима с весны 2017 года: санкции были продлены практически автоматически.
«Голоса, требующие отмены санкций, становятся всё громче», – говорил Керциг. Как влияют эти голоса на немецкую политику? Никак. Ангела Меркель на саммитах ЕС проявила себя решительной сторонницей антироссийских санкций. А после скандала с «Сименсом» Европа объявила о введении в отношении России специальных санкций.
Стоит подчеркнуть, что немцы приняли не односторонние меры, а утвердили санкции на европейском уровне, чем и гордятся. Будет ли федеральное правительство защищать свои энергетические компании, попадающие под удар новых американских санкций? С большой вероятностью, они и здесь перекинут ответственность на европейский уровень. И тут рассчитывать на поддержку компаний, участвующих в проекте строительства газопровода «Северный поток — 2», тоже не приходится ввиду оппозиции стран Прибалтики, Словакии и Польши.
Новости партнеров
Та же Польша демонстрирует желание стать энергетическим хабом для Центральной и Восточной Европы, поставив жирный крест на немецких планах. Антигерманские настроения в этой стране нагнетаются, что видно по выдвижению требований выплаты послевоенных репараций. Польские чиновники говорят, что собираются покупать газ в первую очередь у Норвегии и США и надеются добиться снижения цены на американский газ. Не скрывают в Польше и видов на украинскую газотранспортную систему, которой отводится роль хранилища газа, закупаемого Варшавой.
Европейские энергетические компании оказались в сложном положении: американцы обещают покарать всех, кто инвестирует в российские энергетические проекты больше миллиона долларов в любой форме, будь то кредиты, поставка товаров или оказание услуг. Серьёзные люди, вроде Ангелы Меркель, многозначительно молчат. Они, конечно, против Америки Трампа, но ещё больше они – за антироссийские санкции.