Нью-Дели с помощью французов хочет уйти от российской зависимости
Индия рассматривает возможность установки на истребители Су-30МКИ двигателей Kaveri собственной разработки. Как сообщает российский военный блог bmpd, который ведут специалисты Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), со ссылкой на ресурс Indian Defence Update, индийцы уже обратилась к своим французским партнерам с просьбой изучить возможность наращивания тяги двигателя под Су-30МКИ.
Проект Kaveri, начатый в середине 80-х годов, был направлен на создание двигателя для истребителя LCA (Light Combat Aircraft) Tejas. Индийская лаборатория GTRE потратила на него 2106 кроров рупий, однако задержка в проекте и не соответствие двигателя требованиям ВВС по мощности стали причиной выбора организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) двигателя GE 404 для Tejas Mk-1 и GE 414 — для Tejas Mk-II. Проект двигателя Kaveri был заморожен в 2014-ом.
Новости партнеров
В настоящее время, по сообщениям индийских СМИ, к нему снова вернулись и при помощи французов планируют установку двигателя как на LCA, так и ударный БЛА. Французская компания Safran Aircraft Engines взяла на себя обязательство решить все технические сложности (в том числе по повышению тяги) и подготовить двигатель к серийному производству к концу 2018 года.
Работа с французской стороной по доработке индийского двигателя ведется в рамках офсетных обязательств по контракту на закупку ВВС Индии истребителя Dassault Rafale: французский разработчик и производитель двигателей компания Safran Aircraft Engines должна инвестировать почти $ 1 млрд в индийскую экономику.
Как отмечает ресурс Indian Defence Update, для модернизации стоящих на вооружении Индии Су-30МКИ до версии «Супер Сухой» Россия якобы предложила Индии установку более мощного двигателя АЛ-41Ф1С (изделие 117С), которым оснащаются Су-35, но Индия отвергла это предложение. По мнению индийцев, доработанный двигатель Kaveri может быть использован не только для модернизации Су-30МКИ до версии «Супер Сухой» по программе «Сделано в Индии», но для оснащения Tejas и перспективного истребителя пятого поколения AMCA.
Напомним, что тяжелый многоцелевой истребитель Су-30МКИ — самый многочисленный из современных боевых самолетов в составе ВВС Индии. Общее число заказанных самолетов превысило 270 единиц. После закупки первых партий в 2000 году было подписано соглашение о лицензионном производстве самолета на заводе индийской компании HAL в кооперации с корпорацией «Иркут», входящей в ОАК. Также в кооперации осуществляются мероприятия по послепродажной поддержке эксплуатации самолетов Су-30МКИ, включая проведение текущего и капитального ремонта.
Двигатель Kaveri разрабатывается уже 40 лет и, естественно, что он стремительно теряет свои потенциальные платформы. Производителю нужна хоть какая-либо загрузка, поэтому идея с Су-30МКИ — это попытка найти рынок сбыта для Kaveri, говорит научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.
— Учитывая, что сейчас за Индию и ее рынок идет жесткая борьба, в которую вовлечены различные группы, то вполне возможно, что материал в Indian Defence Update — аккуратный вброс на тему «у русских проблемная техника». Индийцы практически освоили самостоятельное производство Су-30: мы уже им не столько детали поставляем, сколько отдельные материалы. То есть для индийских промышленников истребитель как планер проблемы не представляет, а вот по двигателям они от нас еще зависят.
— Попытка установить Kaveri на Су-30МКИ — это попытка уйти от российской зависимости?
Новости партнеров
— Видимо, хотя это довольно странный шаг, учитывая, что индийцы заключили с нами контракт на лицензионное производство АЛ-31ФП. Получается, что «каверисты» перебегают дорогу тем индийским компаниям, которые вовлечены в производство АЛ-31ФП с постепенной его локализацией.
Кроме того, подобные разговоры выглядят странно в том плане, что любые изменения в конструкции, а тем более связанные с двигателем, должны быть согласованы с разработчиком. Я как-то не уверен, что ОАК будет согласовывать такие изменения. Если истребители начнут падать из-за движков, то это так или иначе будет бить по «Сухому» — объясни потом, какие именно двигатели стояли на потерпевших крушение самолетах.
— Насколько выполнима модернизация Су-30МКИ до версии «Супер Сухой»?
— Индийцы понимали, что количественно они с китайцами тягаться не могут, поэтому делали ставку на качественное превосходство в технике. Мы им подыгрывали по совокупности причин. Скажем, индийский и китайский Су-30 отличались между собой не в пользу КНР. Но сейчас китайцы освоили производство разных самолетов и на довольно хорошем уровне. На этом фоне Су-30МКИ не является каким-то «вундерваффе», да и сам по себе самолет уже не самый свежий. Как я понимаю, именно поэтому тема модернизации Су-30МКИ в последнее время довольно популярна в Индии. По идее, модификация «Супер Сухой» включает новую кабину пилота, новую РЛС, возможно, с АФАР (активной фазированной антенной решеткой), АФАР), бортовое радиоэлектронное оборудование и т. д. В общем, это серьезный и масштабный проект, который стоит несколько миллиардов долларов и, видимо, Россия пытается поучаствовать в этих работах.
Таким образом, в преддверие возможного скорого контракта на модернизацию ряд местных компаний хотят влезть в проект, чтобы получить деньги в рамках контракта. Но мне кажется, что в ВВС Индии все-таки должны понимать, что затея с Kaveri достаточно сомнительна.
По заявлениям индийской и французской сторон двигатель должен быть «излечен от болезней» к уже к концу 2018 года. Но даже если у французов все получится, то двигатель в окончательном своем виде появится только в 2019-ом, и он вряд ли будет сразу производиться в больших количествах. В таком случае все работы по модернизации истребителей Су-30МКИ начнутся только после 2020-го. Добавим сюда и то, что после установки нового двигателя нужно будет провести целый комплекс испытаний, менять систему управления. Новая силовая установка требует совершенно иного подхода к модернизации, нежели замена РЛС и ряда систем.
Вообще в истории довольно мало эпизодов, когда на самолетах капитально заменяли двигатели уже на этапе эксплуатации машин. Скажем, в 2000-х годах «мигари» предлагали тем же индийцам заменить на МиГ-23 и МиГ-27 двигатель Р-29 на АЛ-31ФН, но из этого ничего не вышло. Так что это довольно сложный путь.
Индийцы хотят быть независимыми в производстве вооружений и военной техники и, например, иметь в самолете пятого поколения AMCA, который они самостоятельно рисуют, по максимуму свои узлы и агрегаты. Но поскольку другого двигателя у них нет, они пытаются готовить рагу из имеющихся проектов, пусть и достаточно спорных.
Новости партнеров
Кстати
В апреле 2017 года индийская газета Deccan Chronicle со ссылкой на отчет инспекции военного ведомства сообщила, что как минимум на 18 истребителях Су-30МКИ, собранных по лицензии на индийском заводе корпорации HAL, устанавливались двигатели АЛ-31ФП, уже побывавшие в эксплуатации.
В отчете было отмечено, что установка якобы была проделана «без уведомления и согласия» министерства обороны». Тем не менее самолеты, несмотря на вскрывшиеся факты, все-таки были приняты ВВС Индии.