В непростых российско-украинских отношениях постсоветского периода раздел Черноморского флота занимает особое место. В советское время можно было сколько угодно иронизировать над КЧФ, называя его «чи флот, чи не флот», но только это флотское соединение, не смотря ни на что, было существенной частью ВМФ сверхдержавы, коей по факту являлся СССР. И вовсе не на пустом месте КЧФ стал яблоком раздора на годы.
В советские времена ежегодно через Черноморские проливы выходило в Мировой океан до ста боевых кораблей и вспомогательных судов. Флот имел разветвлённую сеть базирования от Измаила до Батуми. Стоимость всего имущества Черноморского флота ВМС СССР к началу 1992 года оценивалась в астрономическую сумму в $80 млрд.
Новости партнеров
Распад Союза, асфальтовым катком прокатившийся по Вооружённым Силам СССР, наиболее сильный и болезненный удар нанёс именно по Черноморскому флоту. Решение вопросов государственного значения, судеб десятков тысяч людей и несметной матчасти попало в шелудивые руки группы лиц, чьи профессиональные и моральные качества никак не соответствовали взятым на себя полномочиям.
Оставим за скобками процесс делёжки ЧФ между «реформаторами» Ельцина и шароварными делягами Кравчука с перебежчиками, колбасными заманухами и натравливанием вчерашних сослуживцев воевать друг против друга. Всё учтено могучим ураганом, не забыто и, при случае, зачтётся дожившей до народного трибунала сволочи.
Факт, что при разделе ЧФ 20 лет назад, Украине отошло почти 20% флотского добра – 138 кораблей и масса объектов. Проглотить откушенный кусок Украина была не в состоянии. Примером того, как Украина обращалась с тем, что ей досталось после раздела Черноморского флота, может служить судьба ракетного крейсера «Адмирал Лобов». Этот корабль являлся однотипным с флагманом Черноморского флота ВМФ России ракетным крейсером «Москва». «Адмирал Лобов» находился на судостроительном заводе в Николаеве в состоянии 90% готовности. Попав в руки шароварников, корабль был переименован сначала в «Галичину», а затем в «Украину». Как известно, что лучше всего у незалежников получается разорять и переименовывать. Строить что-то сложнее хлева – не комильфо. В итоге несостоявшийся крейсер превратился в груду металлолома.
Но делёжка-то происходила не ради обеспечения безопасности и суверенитета государства! Часть наследства ЧФ тут же пошла на погашение долгов за российские энергоносители, а оставшуюся часть начали пилить и распродавать. В результате, уже при Кучме украинский кусок ЧФ флотом нельзя было назвать даже из уважения.
После известных событий весны 2014 года Украина потеряла почти ¾ ВМС, причём, большинство базировавшихся в Крыму кораблей подняли Андреевские флаги. В порт Одесса, не приспособленный для базирования боевых кораблей, ушли единицы. Россия, организовавшая было возврат ВМСУ скопившегося в Крыму старья, прекратила передачу боевой техники и кораблей из-за начала войны в Донбассе. За пару лет в Одессе ВМСУ догнили окончательно.
К началу 2016 года постоянно сокращавшийся корабельный состав ВМСУ достиг критического значения. На вооружении ВМС Украины остался всего один условно серьезный корабль – сторожевик «Гетман Сагайдачный». Условный – потому что этот корабль чаще стоит в ремонтных доках из-за отказа дизельной силовой установки, чем ходит в морские походы. Как можно считать серьёзным корабль, РЛС которого представлена гражданским вариантом, да ещё и куплена на средства, собранные волонтёрами?
Вторым по рангу является ракетный катер «Прилуки», оставшийся единственным в ВМС кораблем, способным нести противокорабельные управляемые ракеты. «Прилуки» – флотский старикан за 40 лет, в жалком техническом состоянии. Последние боевые стрельбы с его участием прошли аж в 1999 году. Состояние ракет – тема для отдельного разговора, но всем памятны относительно недавние боевые стрельбы ракетами на ультракороткие дистанции.
Новости партнеров
Оставшаяся группа кораблей принадлежит к вспомогательным: тральщик «Геническ», десантные корабли «Сватово», «Кировоград», сторожевой катер «Винница» и артиллерийский катер «Скадовск». Всего в распоряжении командующего недофлотом 9 (девять) кораблей.
Напомним, что еще недавно украинские адмиралы обещали, что к концу 2020 года Украина будет владычицей морской с флотом из 66 кораблей…
Всё, что остаётся хунтарям – это строить москитный флот и из последних сил пыжиться на совместных с натовцами учениях Sea Breeze.
Прошедшие морские маневры на Украине сильно ждали: сразу после их окончания американцы (по заверениям командования ВМСУ) должны были передать в состав украинского недофлота несколько уценённых корабликов, выслуживших в НАТО все сроки.
Для переговоров в некую «дружественную державу» была направлена группа украинских морских офицеров. Переговоры о передаче Украине плавучих неликвидов идут почти полгода и вот-вот должны дать хоть какой-то результат.
Ранее украинская сторона не разглашала детали будущей сделки, а только интриговала «бесплатной партнёрской помощью» и «перспективным вопросом получения списанных судов, возраст которых устроит Киев». Но, видимо, сроки передачи затянулись из-за несогласия «партнёров» передавать Киеву старые плавучие чемоданы на безвозмездной основе, так что речь уже идёт об «определённых схемах оплаты».
Горе-командующий ВМСУ Воронченко просветил общественность, что его ведомство должно якобы получить минно-тральный комплекс и корабли прибрежной зоны. Дескать, c одним тральщиком «Геническ» Украина, как транзитное государство, не может обеспечить свои обязательства по «обеспечению мирного плавания всех судов по Черному морю».
Здесь имеется явное противоречие. Украина, в данный момент, государство не только и не столько транзитное, сколько бандитское, незаконное, не вызывающее тёплых чувств даже у заокеанских кураторов. Какое уж тут «обеспечение мирного плавания».
Новости партнеров
Только никаких списанных эсминцев или тральщиков ВМС Украины не увидит. В 2015 году недофлоту с барского плеча были переданы пять надувных моторных катерков типа Willard Sea Force 730 и Sea Force 11M. В США существует практика передачи другим странам и более крутых боевых плавсредств, но только Украине почему-то предоставлять что-то серьёзное американцы не решились. Недавно стало известно, что Украине могут быть проданы американские патрульные катера типа «Islands».
Почему нет? Парочку подобных катеров почтенного возраста уже получили грузинские ВМС. Собственно, американцы готовы распродать всем желающим эти самые патрульные катера, из которых самые новые увидели свет в 1992 году. Продали никчёмые броневички «Saxon» – продадут и «айленды».
Патрульные катера типа «Islands» используются в частях Береговой охраны США для охоты и перехвата судов с наркотиками, контрабандной и незаконными мигрантами. Самому «молодому» катеру уже исполнилось более 25 лет, тогда как судостроительная фирма, откуда они родом, отводит своим катерам срок жизни в 15 лет. Вооружение катеров под стать их задачам: одно 25 мм орудие и два пулемёта.
В общем, «и не в рулетку, а в триньку, и не тысячу долларов, а три рубля, и не выиграл, а проиграл».
Впрочем, не одним только ВМСУ донашивать старьё с чужого плеча.
Гордые эстонские ВМС, входящие в состав НАТО, уже довольно давно начали получать от «старших партнёров» списанные военно-морские лохани. Теперь в эстонских ВМС таких пять – две от датчан, и ещё три от британцев. В частности, «A433 Wambola» – это выслужившая свой срок 40-летняя посудина «N44 KDM Lossen», списанная датским королевским флотом, но не до конца ушатанная, коль с прошлого года она вновь бороздит Балтику уже под эстонским флагом. Но Эстонии их хотя бы передали безвозмездно.
Пока воробандеровцы ждут подачек патрульными катерами б/у и прочей матчастью, теряет кадры и приходит в упадок николаевская судоверфь. Украинское кораблестроение могли бы спасти инвестиции в сотни миллионов долларов, дав выхлоп через 8–10 лет, но не при нынешней власти.
Никакой программы выхода страны из штопора у дорвавшихся до власти компрадоров нет и быть не может. Всё, на что они способны – набивать собственные карманы, заниматься прожектёрством и ходить по миру с протянутой рукой.