Двухдневный визит президента Белоруссии Александра Лукашенко на Украину, который проходил 20−21 июля, ознаменовался рядом курьезных происшествий, которые затмили, собственно, повестку переговоров. Во-первых, во время официальной встречи Лукашенко с его украинским коллегой Петром Порошенко в зал ворвалась активистка Femen, по обыкновению полуобнажившись и выкрикивая политические лозунги. Во-вторых, на том же мероприятии во время речи белорусского лидера упал в обморок и впоследствии был госпитализирован глава Госпогранслужбы Виктор Назаренко.
За этими происшествиями политическая подоплека визита Лукашенко как-то отошла на второй план. А напрасно. В Киеве белорусский президент сделал ряд весьма интересных заявлений. Начнем с того, что Александр Григорьевич всячески подчеркивал свою роль миротворца в конфликте в Донбассе и посредника между Украиной и Россией.
Новости партнеров
«Мы не претендуем ни на какие лавры… какие могут быть лавры, когда гибнут люди? Я делал, делаю и буду делать только то, о чем меня попросят два президента», — заявил Лукашенко. Он также поднял вопрос гуманитарных конвоев из Белоруссии в Донбасс по «самому короткому» украинскому маршруту. «Просил Петра Алексеевича, если будет какой-то интерес и у нас совпадут эти гуманитарные конвои, чтобы мы это сделали вместе: люди ведь наши, делить нечего», — сказал президент РБ. «Вы на нас можете рассчитывать, мы будем делать все, что можем, ради мира и стабильности в родной для нас Украине», — добавил он.
Порошенко же назвал Лукашенко «добрым другом, который всегда готов нас поддержать». Он добавил, что в очередной раз получил заверения: территория «дружественной Беларуси никогда не будет использована для агрессии против Украины».
Лукашенко вообще старался подчеркнуть «братскость» народов Украины и Белоруссии, при этом добавляя, что Минск «не дружит против кого-то». Не случайно во время визита он возложил цветы как к киевской Могиле Неизвестного солдата, так и к мемориалу жертвам «голодомора».
Да и связи с Россией Лукашенко в Киеве старался не афишировать, ставя нашу страну в один ряд с другими партнерами. Например, заявил, что у Белоруссии «хорошо развивается региональное сотрудничество с Россией, Китаем, другими крупными государствами». При этом, к примеру, тему российско-белорусских военных учений «Запад-2017», которые так волнуют этот самый Запад, Александр Григорьевич в Киеве старался не поднимать.
Помимо политических реверансов и заверений в вечной дружбе, еще одним важным моментом визита стали переговоры по целому ряду экономических вопросов. Не случайно параллельно в Киеве проходил белорусско-украинский бизнес-форум, где были подписаны контракты на сумму более 45 млн долл. Президенты констатировали и развитие двусторонней торговли.
Впрочем, торговля — это отдельный вопрос, многие моменты которого в официальную плоскость не попадают. Не секрет, что между Москвой и Минском часто возникают трения из-за так называемого реэкспорта запрещенных продовольственных товаров через территорию Белоруссии. Проще говоря, явления, когда на европейские устрицы и креветки или даже на польские яблоки наклеивают этикетку «Сделано в Белоруссии». И завозят в нашу страну.
Скорее всего, Украина здесь не исключение, и товары из «незалежной» по тем же каналам проникают в Россию именно из братской Белоруссии. Например, в день встречи Лукашенко и Порошенко украинская сторона объявила, что с января по июнь 2017 года Украина экспортировала 8400 тонн картофеля на сумму 2,3 млн долл., а 95% этого объема закупила Белоруссия. Но картофель является одной из основных продовольственных культур и в самой Белоруссии. Поэтому там картофель традиционно выращивают в больших объемах. Зачем привозить еще и украинскую продукцию? Разве что для того, чтобы перепродавать России. Уже с белорусскими документами.
Новости партнеров
Эксперты не исключают, что возможен и теневой поток в обратную сторону. Но уже не картофеля с томатами, а топлива, запчастей или даже вооружений для воюющих ВСУ. Ведь множество комплектующих производятся только в России, тем не менее, после разрыва связей они каким-то образом все равно оказываются на территории Украины.
Вполне официально Белоруссия продает «незалежной» и дизельное топливо из российских нефтепродуктов для тех же украинских танков, которые утюжат Донбасс. Кстати, вопрос сотрудничества в этой сфере обсуждался отдельно. Стороны договорились «рассмотреть возможность расширения поставок энергоресурсов, в частности нефти, с использованием уникального транзитного потенциала Украины». Минск надеется использовать украинскую систему для диверсификации поставок нефти и газа в случае повторения ценовых споров с Россией, которые уже привели к сокращению беспошлинного ввоза нефти из РФ в Белоруссию.
Директор Центра изучения кризисного общества, заместитель заведующего кафедры государственной политики МГУ имени М.В. Ломоносова Максим Вилисов считает, что нынешний визит Александра Лукашенко стал отражением политики многовекторности, которую в последние годы пытается проводить Минск. Однако для Москвы последствия такого курса могут быть самыми неприятными.
— Напомню, что визиту Лукашенко на Украину предшествовал скандал из-за того, что в белорусском прокате шел фильм о Крыме. Но мы видим, что он был довольно быстро урегулирован. Это не в последнюю очередь связано с тем, что Лукашенко пытается занять место посредника между Украиной и Россией, возможно даже, создать международную платформу для урегулирования украинского кризиса. Минские соглашения и так уже привязаны к Белоруссии, но так как этот процесс сейчас, мягко говоря, пробуксовывает, Лукашенко хочет найти новые формы взаимодействия. В связи с этим выбрано время визита.
Белоруссия сегодня заметно активизировала и развивает свою концепцию политики многовекторности. В публичном пространстве происходит дистанцирование от России, в том числе в финансовом плане. В то же время, блок противоречий с нашей страной в нефтегазовой сфере был практически урегулирован после встречи Александра Лукашенко с Владимиром Путиным. Возможно, теперь он рассчитывает стать посредником в новом формате российско-украинских отношений.
— А какие перспективы у этой «политики многовекторности»? Во многом ее пытался проводить Виктор Янукович, но ничем хорошим ни для него, ни для Украины это не закончилось. И как подобная политика Лукашенко сочетается с идеей Союзного государства России и Белоруссии?
— Союзное государство — это аморфный проект. Строго говоря, никакими признаками государства это образование не обладает. И оно себя изжило. Государство — это армия, валюта, управление, гражданство. Ничего этого в общем виде у нас с Белоруссией нет, за исключением свободного перемещение граждан по территории двух государств. Да и оно время от времени подвергается испытаниям.
И Лукашенко, и его команда сознательно поддерживают этот многовекторный ход развития событий, потому что, как мне кажется, никто из них не хочет реальной интеграции с Россией. Наличие суверенитета и всей полноты власти на территории своего государства — это самая главная ценность белорусского режима. Все постсоветские государства идут по этому пути, и все они рано или поздно попадают в ловушку, когда пытаются дистанцироваться от общего имперского или советского прошлого. Они строят собственную государственность прежде всего на росте национализма, который неизбежно принимает антироссийский характер. Чем ближе культурно и исторически народы, тем болезненней происходят эти процессы.
Новости партнеров
Украина в данном контексте — правильный пример. К сожалению, Россия в отношении Белоруссии может оказаться в той же ситуации, что и в свое время с Украиной. У нас были уверены, что все эти культурные, языковые, исторические и родственные скрепы являются мощным противовесом любому национализму. И нам ничего не нужно делать в политическом плане, чтоб удержать партнеров на российской орбите. Украинский пример показал, что это совсем не так. И в Белоруссии повторение этого сценария вполне возможно. Тем более, что белорусские власти взяли курс на отдаление от России.
— В чем конкретно это выражается?
— Белорусский президент делает для этого все, что в его силах. Это и контакты с Китаем, и возобновление контактов с Западом. Запад, в свою очередь, предпринимает ответные действия. Несмотря на то, что сам Лукашенко был для них неприемлемым партнером, в контексте российско-западных отношений выгода от активизации Минска в качестве самостоятельного субъекта перевешивает эти соображения для США и Европы.
Если не пересматривать российскую стратегию в отношении Белоруссии, у нас остается не так уж много выбора. По сути, всегда в российско-белорусских отношениях в случае конфликта на уступки идет именно Россия, давая Лукашенко именно то, чего он хочет. Последний пример — споры о стоимости газа и нефтепродуктов. Все проходит по одному и тому же сценарию: ситуация доходит до нашего президента, и он о чем-то договаривается с белорусским коллегой. Политика выигрывает у экономики.
Но при этом Россия никак не обуславливает свою помощь. Ни требованием экономических реформ, которые назрели в Белоруссии давным-давно, ни прогрессом в интеграции с Россией, ни хотя бы запретом пресловутого реэкспорта сыров и креветок из Европы. Последнее, кстати, очень хороший пример того, как наш ближайший партнер и союзник пользуется ситуацией и паразитирует на дружбе с Россией.
— Кстати о реэкспорте. Возможны ли поставки комплектующих для военной техники или вооружений из Белоруссии на Украину, о чем ходят упорные слухи?
— В современном мире ничего исключать нельзя. Позиция посредника всегда очень соблазнительна именно наличием таких возможностей. Скажем так: если такие слухи упорно ходят — не исключено, что под ними есть основания. И вполне возможно, что это не придается огласке, в том числе, со стороны России. Чтобы не портить общую картину российско-белорусского союза. Но такие вещи должны быть предметом очень жесткого разговора с белорусскими партнерами.
В противном случае положение чревато созданием полулегальных криминальных структур, которые укрепляются благодаря подобным операциям и рано или поздно начинают оказывать влияние на политику. Проще пресекать такие вещи на первоначальном этапе, чем потом сталкиваться с международными полукриминальными структурами.
Большая угроза в этом плане исходит сейчас с украинской стороны. Там есть множество доказанных случаев торговли и оружием, и военными тайнами. Но украинско-белорусская смычка может оказаться особенно взрывоопасной.
В долгосрочной перспективе, если наши отношения не будут активно пересмотрены с российской стороны, они могут привести к повторению украинского сценария или другим тяжелым кризисным ситуациям. Особенно через 5−7 лет, когда произойдет смена политического поколения в Белоруссии.
— То есть мы должны занимать более жесткую переговорную позицию с Белоруссией и выдвигать конкретные требования в обмен на помощь?
— Я бы не назвал такую позицию более жесткой. Она просто должна быть более системной, твердой и последовательной. Наши элиты должны осознать, что автоматической интеграции России и Белоруссии не произойдет. Более того, наш партнер вообще не хочет этой интеграции, а только спекулирует на теме.
Нужно сформулировать повестку интересов России, которую она будет последовательно продвигать и отстаивать в отношениях с Минском. Это и культурное взаимодействие, и статус русского языка, и даже влияние на некоторые идеологические течения в Белоруссии.
Если вы почитаете исторические учебники в Белоруссии, вы увидите, что по ним белорусская государственность никак не связана с российской. Там ведут историю от Великого княжества Литовского. А все остальное — это Белоруссия в составе Российской империи, затем Советского Союза, а затем возрождение ее государственности. Когда молодежь, выращенная на такой идеологии, придет к власти, она уже не будет воспринимать Россию как естественного партнера и союзника. Скорее, наоборот.
Россия должна влиять на такие вещи, но умно и осторожно, чтобы не вызвать отторжения.
И это только один из многих вопросов, которые должны подниматься в наших отношениях с Белоруссией. Поэтому помощь оказывать нужно, но должно быть и исполнение обязательств со стороны белорусских партнеров, причем на открытой и системной основе.
Евросоюз, США и даже Китай всегда обуславливают свою помощь выполнением определенных требований. России нужно взять такой подход на вооружение.