Откровенные заявления Рамзана Кадырова, сделанные во время его интервью американскому телеканалу HBO удивили мир. Глава Чечни недвусмысленно дал понять, что Россия готова ответить на внешнюю агрессию самым брутальным образом — нанести ответный ядерный удар. Обещание было дано на фоне прогрессирующей кампании русофобии в странах Запада и сразу после спада напряженности вокруг Корейского полуострова, вызванной ядерной программой КНДР.
«У нас сильное государство и ядерная держава. Если даже наше государство полностью разрушат, автоматически наши ядерные ракеты полетят… И весь мир мы перевернем, раком поставим», — заявил Кадыров. По его словам, «Америка ведет политику против России, против руководства государства». «Они знают, что я — один из тех, кто готов отдать жизнь за Россию и что у нас хорошая армия, которая может нападать и защищать. Посмотрим, что у кого получится», — сказал чеченский лидер.
Новости партнеров
Очевидно, Кадыров имел ввиду созданную еще в СССР систему «Периметр», известную в США под названием «Мертвая рука». Она представляет собой автоматический комплекс управления ответным массированным ядерным ударом. Система была создана на случай, если в результате превентивного ядерного удара противника советское командование погибнет, либо будут нарушены линии связи. Американский аналог системы «Периметр» носит название Emergency Rocket Communications System.
Как заявил позже министр Чечни по национальной политике, внешним связям, печати и информации Джамбулат Умаров, интервью главы Чечни было «совершенно искренним экспромтом». «Это была импровизация. Рамзан Кадыров не тот человек, который специально, заранее, предварительно что-то готовит», — сказал Умаров. При этом он заметил, что полностью понимает импульсивные высказывания своего шефа, вызванные антироссийской политикой Соединенных Штатов.
Сам Рамзан Кадыров и не думал дезавуировать свои слова, как это часто бывает с российскими чиновниками. «Это не просто слова, мы так и сделаем. За наше государство готовы жизнь отдать», — написал он позже в своем канале в Телеграмм.
Возможно, на резкие заявления, а также на использование грубой лексики (одну из фраз телеканал HBO перевел как «…screw it from behind» — авт.) главу Чечни спровоцировал журналист Дэвид Скотт, который несмотря на спортивный характер интервью завел разговор о политике, а также на «любимую» тему западной прессы о чеченских геях. В республике с сильнейшими консервативными традициями это воспринимается довольно болезненно, а потому ответ Кадырова понятен.
Реакция на слова главы Чечни в русскоязычной прессе была прогнозируема. «Кадыров пугает войной США и уничтожением всего мира», «Кадыров угрожает США наступлением своих головорезов и заявляет о захвате всего мира», «Кадыров ядерно „пригрозил“ США собственной мультизадачной армией» — такие заголовки можно встретить в украинских изданиях, которые нельзя упрекнуть в симпатиях к России. Отечественная пресса повела себя сдержанней, хотя и у нас нашлись те, кто призвал всей страной стыдиться высказываний главы северокавказской республики.
Между тем, Рамзан Кадыров всего лишь повторил в новых условиях угрозу Никиты Хрущева, который выступая в октябре 1960 года на 15-й Ассамблее ООН, пообещал Вашингтону в ответ на давление показать «кузькину мать». На тот момент США располагали 6 тысячами ядерных зарядов против 300 в СССР. Кроме того, американцы планировали разместить свои тактические ядерные ракеты у наших границ — в Турции, что и было сделано годом позже. Лишь решимость советского руководства разместить после этого ракеты на Кубе подействовала на Вашингтон отрезвляюще.
Кстати, Карибский кризис, ставший тогда высшей точкой противостояния, обсуждали во время своих бесед президент России Владимир Путин и американский режиссер Оливер Стоун. Во второй серии фильма Путин признался, что хотя и не является поклонником Хрущева, однако понимает принятое им тогда решение разместить советские ракеты в западном полушарии, что и спасло мир от войны. В свою очередь Стоун напомнил, что с тех пор мало что изменилось и концепция первого ядерного удара по России по-прежнему живет в головах американских генералов.
Новости партнеров
По словам режиссера, превентивный американский ядерный удар будет нанесен сначала по пунктам базирования российских ядерных сил. Обезоружив Россию США поставит ей ультиматум, пригрозив в противном случае нанести второй удар уже по городам, уничтожив весь промышленный потенциал страны и множество людей. И это не выдумки. О вероятности подобного сценария свидетельствует односторонний выход Америки в 2002 году из договора по ПРО и создание масштабной системы противоракетной обороны, полностью прикрывающей страну от ответного удара.
Не отстает от США и ее верный союзник — Великобритания. Минувшей весной глава Минобороны Майкл Фэллон заявил, что в «самых экстремальных условиях» власти Великобритании будут готовы нанести превентивный ядерный удар по противнику, даже если сама Британия перед этим не подвергнется ядерной атаке. При этом он отказался назвать условия, которые могли бы послужить поводом для превентивной ядерной атаки. Игнорировать слова Фэллона трудно. В конце концов Хиросиму Вашингтон бомбил с молчаливого согласия Лондона.
Как видим, противники России и не пытаются сдерживать свои угрозы. Возможно, дело тут в национальной психологии англосаксов. Как рассказал «СП» политолог Владимир Брутер, в основе поведения американцев лежит предельная выгода, в то время как в основе поведения русских — предельный солидаризм. «Там конкурентные отношения. Для них очень важно иметь врага, а для русских очень важно врагов не иметь», — сказал политолог. Таким образом, Рамзан Кадыров, пригрозив ответным ядерным ударом, всего лишь объяснил американцам будущее в понятном им стиле.
Кстати, именно в таком ключе действует в последнее время северокорейский лидер Ким Чен Ын. Выпускник Международной школы в швейцарском Берне он в некотором смысле забыл о своей «цивилизованности» и в ответ на американские угрозы стал отвечать единственным понятным Вашингтону способом, создавая ядерные заряды и испытывая средства их доставки. И, оказалось, что это работает. Несмотря на брутальный «наезд» Дональда Трампа, трем авианосцам, направленным напугать Ким Чен Ына, пришлось убраться от берегов Корейского полуострова.
Так что экспромт Рамзана Кадырова выглядит как удачная «находка» для российской дипломатии. Его образ серьезного политического деятеля, лидера окраинной национальной республики, позволяет говорить гораздо жестче, чем это может позволить себе, например, Сергей Лавров на блестящем паркете дипломатических приемов. И Мария Захарова на официальных брифингах в МИД. Так почему бы России и дальше не использовать это новое «оружие» — твердые обещания человека, привыкшего отвечать за свои слова? До сих пор в Вашингтоне понимали только такой язык.