Турция достигла договоренности с «Газпромом» по финансированию «Турецкого потока» на ее территории, а «процесс получения разрешений на вторую ветку «Турецкого потока» продолжается в положительном ключе, никаких подводных камней в нем нет». Об этом заявил генеральный директор турецкой государственной трубопроводной компании Вotas Бурхан Озджан в Стамбуле на полях 22-го Всемирного нефтяного конгресса в понедельник.
«Мы уже договорились с ними по этому вопросу. Однако я не могу раскрыть цифры — в каком процентом отношении мы будем это делать», — сказал он РИА Новости. По его словам, «была достигнута договоренность, что выход будет осуществлен во Фракии (европейской части Турции) в районе Кыйыкёй, и, несмотря на различные слухи, никаких изменений в этой географии нет. Однако будет ли выход именно в этом населенном пункте или где-то поблизости, сейчас сказать нельзя. Там продолжаются инженерные работы, как со стороны моря, так и на суше, никаких проблем здесь нет», — отметил Озджан.
Новости партнеров
Между тем, в «Газпроме» опасаются, что американские санкции могут поставить крест на строительствеморских газопроводов «Северный поток – 2» и «Турецкий поток». Как пишут «Ведомости» со ссылкой на проспект к выпуску евробондов газового монополиста, если вступит в силу нынешняя версия законопроекта о новых санкциях США против России, это может задержать и даже «предотвратить завершение проектов группой».
Законопроект о введении новых санкций в отношении России предусматривает право президента США вводить санкции в отношении лиц и компаний, инвестировавших в строительство Россией экспортных трубопроводов от 1 млн долларов за раз или более 5 млн долларов в течение года. Запрещено предоставлять для таких проектов оборудование, технологии и услуги. В понедельник стало известно, что Белый дом поддержит законопроект, если в нем будут предусмотрены права президента США по отмене санкций.
Проект «Турецкого потока» пока все еще красиво анонсируется на словах — обе страны лишь недавно вышли из состояния дипломатических разногласий, комментирует происходящее аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. По его слвоам, очевидно, что политические связи будут и дальше поддерживаться, поскольку Турция ощутимо испытала все экономические минусы в период разногласий. Однако во все это могут вмешаться санкции США, которые на днях были подтверждены администрацией президента, и судьба Турецкого потока может зависеть от того, как в итоге реализуется СП-2.
Смысл санкций заключается в том, что президент США может вводить санкции в отношении лиц и компаний, инвестировавших в строительство Россией экспортных трубопроводов в сумме от 1 млн долл единовременно или более 5 млн долл суммарно в течение года. так же это касается вопроса предоставления технологий и услуг. То, что законопроект о карательных мерах полностью прошел все инстанции – может крайне негативно сказаться на дальнейшем финансировании Северного потока-2. Т.е как мы знаем компании партнеры из Европы уже перевели на баланс основного и единственного оператора СП2 средства в размере порядка млрд евро, однако на пуск первых запланированных работ нужна половина от стоимости проекта – то естоь более 4 млрд евро.
Где искать такие средства если компании будут подвержены санкциями со стороны США для Газпрома вопрос открытый – слишком амбициозная инвестпрограмма не позволит ему тут же изыскать средства, поэтому параллельно решать вопросы прокладки трубы в Турцию он явно не сможет, уверен Алексей Антонов. Более того, турецкие компании, которые предположительно будут инвестировать в проект, точно так же будут опасаться последствий санкций, так же это очевидно негативно скажется на взаимоотношениях с Европой, поэтому жертвы будут – неизвестно только какого масштаба.
Можно предположить, говорит аналитик, что в Турцию трубу провести все же получится – страна является крупнейшим потребителей российского газа, и вряд ли она согласится с альтернативным предложением чрезмерно дорогого СПГ из США, а вот вопрос дальнейшего пути ветки в восточную Европы и Италию – будет явно решаться долго и болезненно.
Однако верен ли этот прогноз или нет мы узнаем совсем скоро, — это отчасти будет зависеть и от того, с какой интенсивностью и точностью буду работать санкции, говорит Алексей Антонов. Например, за прокладку труб по Турпотоку отвечает Швейцарская компания Allseas – если санкции на нее смогут оказать влияние, то Газпрому придётся искать нового подрядчика, а это большая проблема, поскольку швейцарская компания при прежних санкциях была самым надежным вариантом. Если же санкции все же не смогут никак повлиять на швейцарцев, то ТП-2 ничего не мешает быть реализованным как мы и сказали выше, но лишь в рамках Турции. Допустить еще одной ветки со стороны юга американские санкции вряд ли позволят.
Новости партнеров
Реализация насущной идеи роста поставок газа из России в Европу полна драматизма, признает и ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. Европа была и остаётся зависимой от внешних поставок газового топлива. И в этом вопросе напряжённо переплетаются экономические и политические интересы очень многих стран. Турция, безусловно, заинтересована не только в получении газа для себя, но и в роли «европейского хаба» — транзитного узла по продвижению топлива вглубь Европы. Поэтому «Турецкий поток» приветствуется Анкарой, которая готова и финансировать его наряду с «Газпромом». Логистическо-технические вопросы вполне решаемы. Это относится и к конкретному месту выхода газопровода из моря «на берег турецкий» во Фракии. И к маршруту дальнейшего движения «голубого топлива».
Более того, отмечает аналитик, с российской стороны уже проложены 50 км ветки по дну Чёрного моря. Однако главные препятствия могут прийти со стороны США. В случае принятия санкций Конгрессом запрет может быть наложен не только на финансирование непосредственно строительства со стороны американских компаний. Это было бы неприятно, но преодолимо за счёт иных источников. Но речь идёт и о санкциях против иностранных компаний, инвестирующих или поставляющих оборудование для российских газопроводов. Такая ситуация болезненна для бизнеса. Об этом говорит, например, недавняя острая реакция Siemens на несогласованные поставки её подпадающие под санкции изделия в Крым.
В ходе геополитического обострения отношений с Россией в последние годы европейские и американские политики хотели бы снизить зависимость Европы от российского газа, считая её условием для политического диктата. Здесь политика США явно переплетается с экономическими интересами. Дональд Трамп объявляет о резком увеличении экспорта СПГ в Европу из США. Таким образом, препятствия для «Турецкого потока» и «Северного потока-2» во многом идут в русле банального ограничения конкуренции административным путём. Хотя тот же Трамп активно выступает против подобных «торговых войн», когда дело касается «ущемления» американских товаров.
Но от таких санкций пострадает и Европа. Российские газовые «потоки» дают в перспективе возможность в основном покрыть потребность в газе, которая вырастет для Европы на 145 млрд. куб. м в 2025 г. «Турецкий поток», «Северный поток-2» и «Южный поток в совокупности способны принести до 146 млрд. куб. м.
Что же касается американского СПГ, то он невыгоден обеим сторонам, уверен Марк Гойхман. Внутри США цены на СПГ — 3,6-4,9 доллара за 1 млн БТА, а европейские в среднем ниже, на уровне 4 доллара. Таким образом, для американских производителей такой экспорт невыгоден. Равно как и для потребителей в Европе, которые могут столкнуться с повышением цен. Сейчас многие европейские структуры выступают против новых санкций США относительно России, даже несмотря на поддержку политики в вопросах Украины и Крыма. Но экономика диктует свои требования. И тёплая газовая «рубашка ближе к телу». Поэтому основная конкурентная борьба в данных вопросах ещё впереди.